ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-319/2021 от 04.08.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 7-319/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Амурского областного суда Крук А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1 на решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области от 28 сентября 2020 года № 23-19-20/2020-146 министр экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей

Решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 16 декабря 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи, прекратить производство по делу.

В обоснование доводов жалобы указала, что невыполнение обязательств по достижению результатов предоставления иного межбюджетного трансферта не образует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку в силу положений законодательства и заключенного соглашения является не условием предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта, а взятым на себя обязательством, за нарушение которого соглашением предусмотрена ответственность; министерство экономического развития и внешних связей Амурской области не отвечает за реализацию мероприятий, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, не является финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлен иной межбюджетный трансферт, в связи с чем она не является субъектом вменяемого правонарушения.

Надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела ФИО1, её защитники Величко Т.С., Соловьева С.А., Анисимова М.В. в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при данной явке.

В судебном заседании защитник ФИО1 – Божанова К.Г. доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что субъектом вменяемого правонарушения является финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель) или получатель средств бюджета. Согласно Положению от 03 августа 2007 года № 461 финансовым органом Амурской области является министерство финансов Амурской области, осуществляющее составление и организацию исполнения бюджета субъекта. Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области в соответствии с Положением от 05 октября 2018 года № 236 не является финансовым органом и в зависимости от реализуемых полномочий может выступать как администратором доходов бюджета, так и распорядителем или получателем средств бюджета. Денежные средства, поступившие для реализации государственной программы в виде иного межбюджетного трансферта, были внесены на открытый лицевой счёт министерства экономического развития и внешних связей Амурской области как администратора доходов и затем списывались со счёта, о чём министерство только уведомляется. По соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта на министерство экономического развития и внешних связей Амурской области возлагались полномочия координатора исполнения соглашения, то есть собирание, упорядочение сведений о реализации другими органами, указанными в соглашении, государственной программы и предоставление отчётности, обеспечение достижения значений показателей результативности расходов бюджета не входит в эти полномочия. В соглашении указаны мероприятия, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, а также органы исполнительной власти субъекта, ответственные за реализацию данных мероприятий, в связи с чем ответственность за недостижение значений показателей результативности расходов бюджета должны нести эти органы. Министр ФИО1 не может быть в настоящем случае привлечена к административной ответственности.

Представитель УФК по Амурской области ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, просила решение судьи городского суда оставить без изменения. Дополнительно пояснила, что в соответствии с соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта министерство экономического развития и внешних связей является координатором его исполнения, в связи с чем должно было самостоятельно определить порядок взаимодействия с исполнительными органами власти, координировать их деятельность по реализации государственной программы, предоставлять отчётность. В соответствии п. 6.1.1. соглашения органом, ответственным за исполнение, координацию исполнения соглашения и предоставление отчетности является министерство экономического развития и внешних связей, которое и несёт ответственность за достижение значений показателей результативности расходов бюджета. Значения показателей результативности расходов бюджета достигнуты не были, в связи с чем министр экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности. В соглашении отсутствует положение, по которому ответственность за необеспечение достижения значений показателей результативности расходов бюджета несут ответственные исполнители. Как субъект административного правонарушения ФИО1 является главным распорядителем бюджетных средств.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 132.1 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 132.1 БК РФ).

В силу п. 1 ст. 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим – пятым ст. 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 года № 254 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее – Правила).

В соответствии с п. 12 Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения, утверждённой Министерством финансов Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Согласно п. 16 Правил высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) представляют в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, отчёт о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и отчет об осуществлении расходов, подписанные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке и сроки, которые установлены соглашением.

В соответствии с соглашением от 05 июля 2018 года № 350-17-2018-006 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области в рамках основного мероприятия «Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – Соглашение), заключённым между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и правительством Амурской области, бюджету Амурской области из федерального бюджета в 2018 – 2020 годах предоставлен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение – на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области в рамках основного мероприятия «Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» подпрограммы «Обеспечения реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».

В силу п. 4.3.3 Соглашения на правительство Амурской области возложена обязанность обеспечивать достижение значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, установленных в соответствии с приложением № 2 к Соглашению.

В соответствии с приложением № 2 к Соглашению на 2019 год уровень достижения значений показателей результативности плана социального развития центров экономического роста по каждому мероприятию установлен в размере 100%.

Пунктом 6.1.1 Соглашения установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минвостокразвития России, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения и представление отчетности, является министерство экономического развития и внешних связей Амурской области.

Согласно Положению о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, утверждённому постановлением губернатора Амурской области от 05 октября 2018 года № 236, министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в сферах социально-экономической, инвестиционной и инновационной политики Амурской области, в промышленности, топливно-энергетическом комплексе, в сферах международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, развития малого и среднего предпринимательства, туризма и потребительского рынка Амурской области, координирует деятельность других исполнительных органов государственной власти в этих сферах (п. 1.1); осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета (пп. 7 п.3.1.3); общее руководство министерством на основе единоначалия осуществляет министр, который несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление его полномочий (п. 4.5.1).

Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, являются финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель) или получатель средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, определения которых содержатся в ст. 6 БК РФ, в частности главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) признаётся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что в период с 04 по 17 августа 2020 года УФК по Амурской области проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» в министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области за 2019 год, по результатам которой установлено нарушение порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов, а именно министерством не обеспечено достижение значений показателей результативности расходов бюджета Амурской области, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (100%).

Так, по состоянию на 01 января 2020 года по шести мероприятиям Плана социального развития центров экономического роста Амурской области, утверждённого распоряжением Правительства Амурской области от 29 июня 2018 года, фактическое значение составило менее 100%:

- закупка медицинского оборудования и оснащения ГБУЗ АО «Свободненская больница» - 60% (неисполнение условий заключенных договоров на поставку оборудования (срыв срока поставки);

- капитальный ремонт ГБУЗ АО «Свободненская городская поликлиника» - 77,78% (фактически работы на объекте завершены, объект введён в эксплуатацию. Отклонение в части выполнения контрольных событий графиков реализации мероприятий обосновано длительным подписанием дополнительного соглашения к контракту со стороны подрядной организации);

- капитальный ремонт и приобретение оборудования для инфекционного отделения ГБУЗ АО «Свободненская больница» - 80% (несвоевременность поставки части оборудования (5 единиц из 17 запланированных не поставлены), договоры по которому заключены в декабре 2019 года после принятия решения Подкомиссии от 13 декабря 2019 года);

- капитальный ремонт пришкольной территории и спортивной площадки МОАУ СОШ № 6 г. Свободный – 83,33% (отставание подрядной организации от графика производства работ, а также длительность подготовки исполнительной документации);

- реконструкция и техническое переоснащение Дворца культуры железнодорожников, г. Свободный – 50% (отставание подрядной организации от графика производства работ);

- реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО «Свободненская больница», г. Свободный – 55,56% (отставание подрядной организации от графика производства, а также расторжение контракта с первоначальным подрядчиком и длительное проведение конкурсных процедур по определению нового подрядчика на выполнение СМР).

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и привлечения её к административной ответственности.

Фактические обстоятельства дела и вина должностного лица подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 11 сентября 2020 года № 23-23-10/2020-9 (т. 1 л.д. 61 - 71); актом выездной проверки от 17 августа 2020 года (т. 1 л.д. 116 – 218); распоряжением от 05 октября 2018 года № 569-лс «О назначении ФИО1» (т. 1 л.д. 219); соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта от 05 июля 2018 года № 350-17-2018-006 с приложениями (т. 1 л.д. 220 – 252); Положением о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области (т. 1 л.д. 79 – 89) и другими материалами дела, которые правильно оценены судьёй городского суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных судьёй городского суда обстоятельств дела, свидетельствуют о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Оснований для признания собранных по делу доказательств недопустимыми, не имеется.

Таким образом, должностное лицо – министр экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Принципы презумпции невиновности и законности, закреплённые в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Административный материал составлен должностным лицом УФК по Амурской области в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством, процессуальных нарушений допущено не было.

Административное наказание ФИО1 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ, с учётом требований, предусмотренных ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы ФИО1 в соответствии с Положением о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, соглашением от 05 июля 2018 года № 350-17-2018-006 о предоставлении иного межбюджетного трансферта она является субъектом данного правонарушения, поскольку министерство экономического развития и внешних связей Амурской области отвечает за реализацию мероприятий, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, является должностным лицом главного распорядителя средств бюджета, которому предоставлен иной межбюджетный трансферт.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что она не является субъектом вменяемого правонарушения, что невыполнение обязательств по достижению результатов предоставления иного межбюджетного трансферта не образует состав вменяемого административного правонарушения, по существу являются позицией заявителя, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами судьи и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения судьи.

Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1 оставить без изменения, а её жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12 – 30.19 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).

Судья Амурского

областного суда А.В. Крук

Дело № 7-319/2021