Судья Александрова Е.А. Дело № 7-320/2021
РЕШЕНИЕ
17 августа 2021 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № 54062107000033200004 заместителя начальника ИФНС России по Центральному району города Новосибирска ФИО2 от 26 марта 2021 года, решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 2 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>ФИО1,
установил:
постановлением № 54062107000033200004 заместителя начальника ИФНС России по Центральному району города Новосибирска ФИО2 от 26 марта 2021 года <данные изъяты>ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ФИО1 подала жалобу на указанное постановление в порядке статьи 30.1 КоАП Ф в районный суд.
Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 2 июня 2021 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит отменить принятые акты как незаконные и необоснованные.
Заявитель полагает, что суд в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ не выявил причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, не установил виновность лица, не прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, при отсутствии доказанной вины заявителя. Ссылается на отсутствие реальных возможностей оказать воздействие на работников и побудить их открыть банковский счет для получения заработной платы. Утверждает, что судом в нарушение статьи 26.11 КоАП РФ неверно дана оценка доказательств, что повлияло на исход рассматриваемого дела. Суду были представлены заявления работников, из которых видно, что работодатель предупредил работников о том, что согласно требованиям валютного законодательства Российской Федерации юридическое лицо-резидент обязан выдавать заработную плату работнику-нерезиденту только с использованием банковских счетов в безналичной форме. Из данных заявлений также видно, что работники отказались открывать банковские счета и требовали выплаты заработной платы в наличной форме. Также из заявлений следует, что в связи с тем, что невыплата заработной платы нарушает конституционные права работников на вознаграждение за труд, а также требования работников выплачивать заработную плату в наличной форме, заявитель был вынужден выплатить заработную плату единственным способом: в наличной денежной форме. Также заявляет о несогласии с выводом судьи о невозможности признания совершенного правонарушения малозначительным, а также о невозможности заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав защитника Абрамкина Я.М., представителя должностного лица Рак О.В., прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон о валютном регулировании).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», являются резидентами.
Валютной операцией признается, в том числе, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 Закона о валютном регулировании).
Согласно подпунктов «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании физическими лицами – резидентами являются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, являются нерезидентами.
В силу требований части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Указанный нормой также установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Поскольку валютная операция в виде выплаты юридическими лицами-резидентами дохода физическим лицам-нерезидентам не предусмотрена указанным перечнем, ее осуществление минуя счета в уполномоченных банках валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Таким образом, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме.
Как следует из материалов дела, за период с 29 марта 2019 года по 31 декабря 2019 года <данные изъяты> были выданы из кассы наличные денежные средства на общую сумму 59296, 31 рублей работникам - гражданам Кыргызстана, не имеющим вида на жительство в РФ и гражданства РФ, <данные изъяты>., являющимся нерезидентами, что подтверждается расходными кассовыми ордерами по датам выдачи заработной платы с подписями работников-нерезидентов в получении денежных средств за 2019 год: платежные ведомости № № СК000000049 от 29 марта 2019 года, СК000000056 от 24 апреля 2019 года, СК000000065 от 14 мая 2019 года, СК000000070 от 27 мая 2019 года, СК000000076 от 13 июня 2019 года, СК000000077 от 13 июня 2019 года, СК000000085 от 26 июня 2019 года, СК000000086 от 26 июня 2019 года, СК000000094 от 12 июля 2019 года, СК000000093 от 12 июля 2019 года, СК0000000100 от 26 июля 2019 года, СК0000000101 от 26 июля 2019 года, СК0000000111 от 14 августа 2019 года, СК0000000112 от 14 августа 2019 года, СК0000000122 от 27 августа 2019 года, СК0000000121 от 4 сентября 2019 года, СК0000000130 от 11 сентября 2019 года, СК0000000136 от 25 сентября 2019 года, СК0000000144 от 11 октября 2019 года, СК0000000150 от 25 октября 2019 года, СК0000000157 от 12 ноября 2019 года, СК0000000158 от 12 ноября 2019 года, СК0000000164 от 27 ноября 2019 года, СК0000000165 от 27 ноября 2019 года, СК0000000170 от 11 декабря 2019 года, СК0000000169 от 11 декабря 2019 года, СК0000000177 от 27 декабря 2019 года, СК0000000178 от 27 декабря 2019 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения <данные изъяты>» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.
Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, в том числе предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, являющиеся членами советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителями организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, а также являющиеся руководителями организаций, осуществляющими полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Принимая во внимание приведенные положения закона, а также что ФИО1, являясь единоличным исполнительным органом Общества и осуществляя руководство его текущей деятельностью, допустила расчет с работниками нерезидентами при осуществлении валютных операций не через банковский счет в уполномоченных банках, а через кассу, административный орган и судья районного суда обоснованно пришли к выводам о нарушении ФИО1 требований Закона о валютном регулировании, влекущих административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Предусмотренный положениями части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании перечень условий, при соблюдении которых расчеты между резидентами и нерезидентами юридические лица могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, является исчерпывающим. Между тем, таких условий по настоящему делу не установлено.
Фактические обстоятельства проведенных расчетов с нерезидентами ФИО1 не оспариваются.
Ссылки заявителя на отсутствие возможности соблюсти требования валютного законодательства, поскольку Общество не может за работника нерезидента - физическое лицо открыть счет в банке не освобождает должностное лицо от соблюдения требований валютного законодательства, в соответствии с пунктами 2.2 и 3.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" иностранные граждане вправе открыть банковский счет.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
К регулированию данных отношений применяются не только нормы Трудового кодекса Российской Федерации, но и нормы Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Заключая трудовые договоры с иностранными гражданами, <данные изъяты>ФИО1 имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В материалы дела не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о невозможности соблюдения установленных правил, необходимости принятия мер, не зависящих от заявителя, а также объективных препятствий для соблюдения заявителем запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, а равно принятие им исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства. Факт приема заявлений от работников-нерезидентов не снимает обязанности по соблюдению требований законодательства о валютном регулировании.
Положения Закона о валютном регулировании не содержат исключений в части расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами при заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.
Таким образом, вывод должностного лица и судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, при описанных в оспариваемых актах обстоятельствах является обоснованным.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений и неясностей по делу не имеется.
Установив все фактические обстоятельства настоящего дела, и верно применив нормы материального права, судья районного суда пришел к законному и обоснованному выводу о том, что совершенное ФИО1 деяние и обстоятельства его совершения не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятого по настоящему делу в отношении ФИО1 решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление № 54062107000033200004 заместителя начальника ИФНС России по Центральному району города Новосибирска ФИО2 от 26 марта 2021 года, решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 2 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 — без удовлетворения.
Судья