ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-323-2012/21-197 от 11.04.2012 Пермского краевого суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        7-323-2012/21-197/2012

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при секретаре Нициевской Л.Н., с участием прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., должностного лица А., рассмотрев 11 апреля 2012 года протест прокурора Горнозаводского района Пермского края, жалобу государственного инспектора по геологическому контролю по Пермскому краю А. на решение судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 2 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ширяевой Г.В.,

установил:

Постановлением прокурора Горнозаводского района Пермского края от 19.08.2011 года в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия «Название» Ширяевой Г.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому предприятие, руководителем которого является Ширяева Г.В., с 24 июля 2007 года осуществляет добычу подземных вод с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения из водонапорной скважины в п.****, водонапорной скважины в п.**** и артезианской скважины в п.**** без лицензии на право пользования недрами в нарушение требований абз. 5 статьи 9, статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пункта 2.1 Положения о лицензировании пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 года № 3314-1.

Дело об административном правонарушении было направлено прокурором для рассмотрения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю.

Постановлением государственного инспектора по геологическому контролю по Пермскому краю от 12 сентября 2011 года № ** директор МУП «Название» Ширяева Г.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Ширяева Г.В. обратилась в Горнозаводский районный суд Пермского края с жалобой, в которой поставила вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу, указав на то, что ей было неизвестно о необходимости получить лицензию на водопользование, отсутствие ее вины.

Решением судьи Горнозаводского районного суда Пермского края от 11 ноября 2011 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности для привлечения к административной ответственности.

Решением судьи Пермского краевого суда от 30 ноября 2011 года решение судьи Горнозаводского районного суда Пермского края отменено, дело направлено по подсудности в Дзержинский районный суд г.Перми.

Решением судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 2 марта 2012 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ширяевой Г.В. прекращено.

Прокурором Горнозаводского района Пермского края принесен протест на указанное решение судьи районного суда, в котором поставлен вопрос об отмене решения со ссылкой на существенное нарушение при рассмотрении дела судьей Дзержинского районного суда г.Перми процессуальных требований, поскольку оснований для прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности не имелось.

В жалобе, поданной государственным инспектором по геологическому контролю по Пермскому краю А., должностное лицо просит об отмене решения судьи районного суда, указав на необоснованность выводов судьи районного суда о вынесении должностным лицом постановления за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебное заседание в краевой суд Ширяева Г.В., будучи извещенной о дате и месте рассмотрения дела, не явилась.

Прокурор прокуратуры Пермского края Левыкина Л.Л. доводы, изложенные в протесте, поддержала.

Должностное лицо - государственный инспектор по геологическому контролю по Пермскому краю А. поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, доводы протеста прокурора, жалобы должностного лица, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, судья краевого суда находит решение судьи районного суда подлежащим отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Из содержания ч.3 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации следует, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установленные законодательством о недрах.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Частью 1 ст.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Прекращая производство по делу в отношении должностного лица Ширяевой Г.В., судья районного суда исходил из того, что срок давности для привлечения Ширяевой Г.В. к административной ответственности на момент вынесения постановления должностным лицом истек.

При этом судья не учел, что в соответствии с ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и установление природной среды, рациональное использование и производство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В состав природной среды, природных ресурсов окружающей среды входят компоненты природной среды. В свою очередь, к компонентам природной среды законодателем отнесены недра.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-3 «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и стоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов объектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области раны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (часть 5 статьи 2). Таким образом, законодательство о недрах является неотъемлемой ставной частью законодательства об охране окружающей среды, а рушение законодательства о недрах - разновидностью нарушения природоохранного законодательства.

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами представляет собой длительное непрекращающее невыполнение обязанностей по получению лицензии на пользование недрами, то есть является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Из материалов дела усматривается, что правонарушение было выявлено в ходе проведенной прокуратурой Горнозаводского района Пермского края 19 августа 2011 года проверки законодательства об охране окружающей среды и природопользования МУП «Название».

Таким образом, срок давности привлечения должностного лица Ширяевой Г.В. на момент рассмотрения дела должностным лицом не истек.

Статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение; обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Допущенные судьёй районного суда нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, так как это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, вынесенное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение тот же суд, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения Ширяевой Г.В. к административной ответственности не истёк.

При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть изложенное и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных по делу обстоятельств.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

решение судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 2 марта 2012 года отменить, направив дело на новое рассмотрение в Дзержинский районный суд г.Перми.

Судья   Хрусталева Л.Е.