ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-325/2015 от 06.07.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Сентякова Н.А. Дело № 7-335/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Ахкямов Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске ДД.ММ.ГГГГ жалобу представителя Администрации <данные изъяты> района г.Ижевска Р.А.А. ( доверенность от 31.12.2014 г. № 3599),

на постановление заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Минприроды УР Д.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 6 марта 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении Администрации <данные изъяты> района г. Ижевска,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением по делу об административном правонарушении № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем начальника отдела экологической безопасности и контроля Минприроды УР, государственным инспектором Удмуртской Республики по надзору в области использования и охраны водных объектов Д.С.Г. Администрация <данные изъяты> района г. Ижевска привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Администрация <данные изъяты> района г. Ижевска обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой на вынесенные акты. В обоснование довод жалобы указали, на существенное нарушение норм процессуального права.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя администрации <данные изъяты> района г. Ижевска Г.Д.В., просившего решение отменить производство прекратить за отсутствием состава правонарушения, пояснения представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Д.С.Г., З.М.С., просивших постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований к охране водных объектов либо загрязнение водных объектов.

Привлекая администрацию <данные изъяты> района г. Ижевска к административной ответственности должностное лицо в своем постановлении указало на невыполнение администрацией постановления Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ«О технической инвентаризации, постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов на территории г. Ижевска».

В частности указано, что непринятие мер по признанию сетей канализации в мкр. <адрес> бесхозяйными и последующей передачи гарантирующей организации для содержания и обеспечения функционирования данных сетей в соответствии действующим законодательством, привело к длительному сбросу жидких коммунальных отходов на почву, которые далее стекая по рельефу местности попадают в <адрес>, ухудшают химический состав природной воды реки, что приводит к ее загрязнению.

Полагаю, что данные выводы о наличии в действиях администрации <данные изъяты> района г. Ижевска состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права и допущенным существенным нарушениям процессуального права.

В соответствии с постановлением администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «О технической инвентаризации, постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов на территории г. Ижевска» в обязанности глав районных администраций г. Ижевска входит выявление бесхозяйных недвижимых объектов, составление акта описи и направление соответствующему заказчику.

В соответствии с п. 1.3 указанного постановления следует, что в десятидневный срок со дня выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечивается водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечить подписание и передачу передаточных актов указанных объектов гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории МО "<адрес>" (МУП г. Ижевска "Ижводоканал"), с приложением акта описи постоянно действующей комиссии по выявлению бесхозяйных недвижимых объектов. Примерная форма передаточного акта приведена в приложении к постановлению (п. 1.3 введен постановлением Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>)

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон № 416) канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, при этом в соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, имеющиеся в микрорайоне Шунды сеть трубопроводов, которая как объект строительства в установленном порядке не сдана и не принята соответствующими органами, не является централизованной системой водоотведения. В данном случае речь может идти о незавершенном объекте, не обладающий признаками централизованной канализационной сети и в которую в установленном порядке подключены лица (абоненты), проживающие в данном микрорайоне.

Соответственно, администрация <данные изъяты> района г. Ижевска не несет обязательств по невыполнению требований постановления Администрации г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, инкриминируемая статья предусматривает ответственность за нарушение требований к охране водных объектов либо загрязнение водных объектов.

В свою очередь невыполнение обязательств по выполнению требований постановления не влечет ответственность по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку не соблюдение данных требований не находится в причинно-следственной связи с наступившими последствиями. Составление акта описи бесхозяйного объекта не влечет устранение выявленного нарушения и продолжающегося загрязнения водного объекта.

Кроме того, анализ нормативно-правовой базы, регулирующей данные правоотношения, указывает, что администрация <данные изъяты> района г. Ижевска не является субъектом инкриминируемого правонарушения.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относятся организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии со ст. 27 «Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

3) осуществление мер по охране таких водных объектов;

4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

Уставом г. Ижевска, принятый решением городской думы от 16.06.2005г. к вопросам местного значения городского округа отнесены в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В исполнения требований действующего законодательства Администрацией г. Ижевска принято постановление от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования «<адрес>», для личных и бытовых нужд».

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что администрация <данные изъяты> района г. Ижевска не является субъектом инкриминируемого правонарушения, и соответственно она подлежит освобождению от административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Постановление заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Минприроды УР Д.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении Администрации <данные изъяты> района г. Ижевска, подлежит отмене в виду допущенных существенных процессуальных нарушений, производство по делу прекращению в виду отсутствия состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

жалобу представителя Администрации <данные изъяты> района г. Ижевска удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела экологической безопасности и контроля Минприроды УР Д.С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении Администрации <данные изъяты> района г. Ижевска отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья Р.Р.Ахкямов