ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-326/19 от 31.07.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Заря Н.В. Дело № 7-326/2019

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 31 июля 2019 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 24 апреля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» №99-ОЗ от 14 февраля 2003 года, в отношении заместителя начальника отдела технического контроля производственно-технической службы Общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» ФИО1,

установил:

постановлением административной комиссии Октябрьского района г. Новосибирска № 66 от 06 февраля 2019 года заместитель начальника отдела технического контроля производственно-технической службы Общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 года № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (далее Закон об административных правонарушениях Новосибирской области), и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в Октябрьский районный суд города Новосибирска.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 24 апреля 2019 года постановление административного органа оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 24 апреля 2019 года, ФИО1 обратился в порядке статьи 30.9 КоАП РФ с жалобой в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд города Новосибирска.

В обоснование доводов жалобы указано, что ООО «Экология-Новосибирск» является региональным оператором на территории Новосибирской области. Основанием для возникновения обязательств регионального оператора является договор, заключенный с собственниками твердых коммунальных отходов (далее ТКО).

Региональный оператор в лице ООО «Экология-Новосибирск» выполнило свои обязанности, предусмотренные законом, и разместило на официальном сайте предложение о заключении такого договора. При этом заявка на заключение договора должна соответствовать форме, разработанной согласно Постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» (далее Постановление об обращении с твердыми коммунальными отходами).

28 декабря 2018 года ООО «Вест», являющееся арендатором земельного участка по адресу <...>, на котором расположен магазин модульного типа «ПивоПей», была подана заявка на заключение договора, в которой не имелось значимой информации: количестве отходов за год, количестве контейнеров, банковских реквизитах потребителя, подъездных путях, что не позволяло определить, в том числе. из каких контейнеров и откуда необходимо транспортировать ТКО региональному оператору.

В этот же день ООО «Вест» было направлено уведомление о необходимости представления дополнительных сведений, а также повторно юридическое лицо уведомлено 08 и 21 января 2019 года.

Обращает внимание, что в акте обследования от 14 января 2019 года и протоколе об административном правонарушении адрес контейнера указан с привязкой к адресу многоквартирного дома:ул.Вилюйская, 17, г.Новосибирск. Магазин «ПивоПей» расположен по адресу: <...>. Следовательно, выводы судьи районного суда, что указанные обстоятельства позволяли определить региональному оператору ООО «Экология-Новосибирск» местонахождение контейнера, являются несостоятельными.

При этом по адресу на ул.Вилюйская, 21а согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Новосибирской области, утверждённой постановлением Правительства Новосибирской области №292-п от 26 сентября 2016 года, отсутствует место накопления ТКО.

Также необоснованными считает доводы судьи о том, что региональный оператор вне зависимости от заключения договор, обязан осуществлять транспортирование ТКО.

На основании изложенного, просит отменить принятые по делу акты.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Новосибирской области об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях, действующее на территории Новосибирской области, состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и указанного Закона.

Согласно статье 14.2 Закона Новосибирской области об административных правонарушениях, правила производства, исполнения по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при рассмотрении настоящей жалобы необходимо руководствоваться помимо Закона Новосибирской области об административных правонарушениях, нормами КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, которые поддержали представители ФИО1 – ФИО2, ФИО3, заслушав возражения представителя административной комиссии Октябрьского района г.Новосибирска ФИО4, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ, статья 14.1 Закона Новосибирской области об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ и положениями Закона Новосибирской области об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действия (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

Статья 8.22 Закона Новосибирской области об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований, установленных нормативными актами органов местного самоуправления в области благоустройства.

Соответствующие правила закреплены в Правилах благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27 сентября 2017 года №469 (далее – Правила благоустройства).

Согласно пункту 4.1 Правил благоустройства, содержание объектов благоустройства города Новосибирска осуществляется ответственными лицами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска и предусматривает выполнение работ по благоустройству в соответствии с Перечнем работ по благоустройству и периодичностью их выполнения, предусмотренных приложением к Правилам.

В силу пункта 1.3 Правил благоустройства ответственность за несоблюдение предусмотренных указанными Правилами требований несут: 1) физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, являющиеся собственниками земельных участков, зданий (помещений в них), сооружений, нестационарных объектов, элементов благоустройства, подземных инженерных коммуникаций; 2) физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, не являющиеся собственниками указанных объектов, несущие права и обязанности по благоустройству территории города Новосибирска в пределах обязательств, возникших из заключенных ими договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством; 3) физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность по благоустройству территории 4) физические, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие выполнение земляных, строительных и иных работ, влекущих за собой нарушение благоустройства территории.

В соответствии с пунктом 9 Раздела 2 Перечня Правил благоустройства предусмотрена ежедневная очистка и опорожнение контейнеров, урн и других мусоросборников.

Как следует из материалов, старшим инспектором отдела РАТИ администрации Октябрьского района 14 января 2019 года при обследовании прилегающей территории по адресу: <...> выявлено, что региональным оператором ООО «Экология-Новосибирск» не осуществлена очистка и опорожнение контейнеров.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения заместителя начальника отдела технического контроля производственно-технической службы ООО «Экология-Новосибирск» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области об административных правонарушениях.

Судья районного суда признал обоснованными выводы административного органа относительно виновности должностного лица регионального оператора ООО «Экология-Новосибирск» ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Вместе с тем, с принятыми актами согласиться нельзя, поскольку не было принято во внимание следующее.

Согласно материалам, ООО «Экология-Новосибирск» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регламентированы Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах), в статье 6 которого определены полномочия субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно приведенной статье, к полномочиям субъекта Российской Федерации, в числе прочих относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 24.6 приведенного Федерального закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1).

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов российской Федерации (часть 6).

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из пункта 8 (8) указанных правил, региональный оператор осуществляет возложенные на него обязанности с учетом данных, имеющихся в заявке потребителя. В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.

Согласно абзацу 4 пункта 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, вопреки доводам жалобы, факт незаключения договора, не является основанием для освобождения регионального оператора от возложенных на него полномочий и ответственности.

Вместе с тем, судьей районного суда не принято во внимание, что материалы дела не содержат сведений о принадлежности ТКО по выявленному административным органом адресу: <...>, конкретному собственнику. Судья областного суда при этом отмечает, что согласно материалам дела управление домом по вышеуказанному адресу осуществляет ООО УК «ЖКС» (л.д.73).

Кроме того, ООО «Вест», направившее заявку региональному оператору на транспортировку ТКО, расположено по адресу: <...>. Контейнер находится по ул.Вилюйская, 21а. Заявка ООО «Вест» на транспортировку ТКО не содержала графической схемы расположения места накопления ТКО, а Территориальная схема расположения мест накопления ТКО в Новосибирской области также не содержала данных о контейнерной площадке по адресам: <...> или 21а.

Между тем, исходя из акта осмотра и прилагаемых к нему фотографий, должностным лицом административной комиссии местоположение контейнера установлено по адресу: <...>.

Судьей районного суда приведенным обстоятельствам оценка не дана.

Таким образом, судья районного суда допустил противоречия, установив в оспариваемом решении, что должностное лицо регионального оператора ФИО1 не обеспечил осуществление очистки и опорожнения контейнеров на контейнерной площадке по адресу: <...>, и при этом знал о наличии контейнера, расположенного по адресу: Вилюйская, 21А, исходя из переписки между ООО «Вест» и ООО «Экология-Новосибирск».

Основанием наступления административной ответственности должностного лица в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

ФИО1, являясь заместителем начальника отдела технического контроля производственно-технической службы с 03 сентября 2019 года, на основании должностной инструкции, несет ответственность за организацию вывоза ТКО, выявление мест сбора и накопления ТКО, отсутствующих в схеме обращения с отходами и осуществляет подготовку информации о выявленным местах сбора и накопления таких отходов в орган исполнительной власти субъекта РФ.

В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из приведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, нельзя без сомнений прийти к выводу, что ФИО1 были нарушены требования Правил благоустройства, в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.

С учетом изложенного, административным органом и судьей районного суда не соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (решение).

Принимая во внимание установленные при проверке законности принятых актов, судья областного суда приходит к выводам о недоказанности наличия в действиях ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области об административных правонарушениях, в связи с чем оспариваемые постановление и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление административной комиссии Октябрьского района г. Новосибирска № 66 от 06 февраля 2019 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 24 апреля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» №99-ОЗ от 14 февраля 2003 года, в отношении заместителя начальника отдела технического контроля производственно-технической службы Общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» ФИО1, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Судья