ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-328/17 от 27.07.2017 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Засыпалова В.И. Дело № 7-328/2017

Р Е Ш Е Н И Е

27 июля 2017 г. г. Пенза

Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Сюсюкиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу и.о. генерального директора АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы № 2 ФИО2 от 27 марта 2017 года и.о. генерального директора АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, 17 апреля 2017 года ФИО1, обратился с жалобой в Первомайский районный суд г. Пензы, в которой содержалась просьба об отмене постановления и прекращении производство по делу об административном правонарушении.

согласившись с

Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01 июня 2017 г. постановление начальника ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы № 2 ФИО2 от 27 марта 2017 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, ФИО1 просил процессуальные акты отменить, в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушением применения норм материального права и неправильным истолкованием закона, просил принять по делу новое решение.

В жалобе заявитель указывает, что Общество непосредственно приём (сбор) платежей физических лиц в оплату жилищно-коммунальных услуг в наличном порядке не осуществляет, а для этих целей в соответствии с ч. 7 ст 4 Закона № 103-ФЗ привлекает платежного субагента - ФГУП «Почта России». Денежные средства, принятые платежным субагентом, зачисляются только на специальный банковский счет, что соответствует требованиям ч. 14 ст. 5 Закона № 103-ФЗ. Доказательств осуществления непосредственно Обществом приема (сбора) платежей физических лиц в оплату жилищно-коммунальных услуг в наличном порядке Инспекцией не представлено.

Податель жалобы указывает, что перевод кредитными организациями принятых по поручению физических лиц - плательщиков денежных средств на номинальные счета АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», не являющийся специальным банковским счетом платежного агента, соответствует требованиям действующего законодательства.

В жалобе её податель указывает, что согласно условиям договоров АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов» с кредитными организациями перевод денежных средств физических лиц, поступивших от плательщиков в безналичном порядке, осуществляется на номинальные счета АО «Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов», что не противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании ФИО1, его представитель по устному заявлению ФИО3 доводы жалобы поддержали. Просили жалобу удовлетворить в полном объеме.

Представители ИФНС России по Первомайскому г. Пензы по доверенностям ФИО4, ФИО5 доводы жалобы не признали, просили в ее удовлетворении отказать, обжалуемые постановление и решение оставить без изменения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему

Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 1 данного Федерального закона).

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 названного Федерального закона).

В силу части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии с частью 14, 16-17 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Частью 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в

Как следует из материалов дела и было установлено в ходе судебного заседания суда первой инстанции, АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» является платежным агентом, осуществляет деятельность по приему платежей от плательщиков в качестве оплаты за предоставленные коммунальные услуги.

Основанием для привлечения ФИО1 как должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ послужило то, что 22 марта 2017 г. при осуществлении проверки соблюдения АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» требований Федерального Закона № 103-ФЗ от 03 июня 2009 г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ либо Закон о платежных агентах), а именно: полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей, на специальный банковский счет за период с 01 ноября 2016 г. по 02 марта 2017 г., ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы было установлено неиспользование обществом как платежным агентом специального банковского счета при осуществлении им приема платежей от плательщиков за жилищно-коммунальные услуги.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» в соответствии с договорами на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за жилые помещения, коммунальные и иные услуги и ведению аналитического учета на осуществление агентом приема платежей за услуги связи, заключенными с Управляющими организациями (принципалами) обязалось оказывать за плату услуги, в том числе, за осуществление и перерасчет платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за предоставляемые Принципалом услуги, перечислению их на специальный и расчетные счета Принципала.

Установлено, что АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» заключило договоры на информационно-расчетное обслуживание с управляющими организациями ОАО «Жилье-11» по ОЖФ, ОАО «Жилье-12» по ОЖФ, ОАО «Жилье-15» по ОЖФ, ОАО «Жилье-19» по ОЖФ, ОАО «Жилье-23» по ОЖФ, ОАО «Жилье-24» по ОЖФ, ОАО «Жилье-26» по ОЖФ, ОАО «Северный» по ОЖФ, ОАО «ОЖФ», ООО УК «Западная», ООО УК «Первомайская», ООО «Железнодорожная», ООО УК «Сурская Ривьера», ООО «Домоуправление», ООО Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района», МУП «Жилье-17» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, ТСЖ «Соседи», ТСЖ «Монолит», по условиям которых указанные управляющие организации поручили АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» открыть номинальный и специальный счета в банке, размещать реквизиты счетов на платежных документах, принимать денежные средства, поступающие от потребителей, а также перечислять денежные средства, поступающие на номинальные и специальные счета, идентифицированные и принадлежащие заказчику.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений закона, АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов», являясь платежным агентом, обязан был использовать только специальные банковские счета при приеме платежей от потребителей жилищно-коммунальных услуг в жилищном фонде, обслуживаемом и управляемом указанными управляющими организациями.

Между тем, в период с 01 ноября 2016 года по 02 марта 2017 года данное общество при осуществлении деятельности во исполнение договоров, заключенных с указанными управляющими организациями, использовало номинальные банковские счета, не являющееся специальными банковскими счетами, что фактически не оспаривалось лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В действиях и.о. генерального директора АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» ФИО1, выразившихся в том, что у него, как должностного лица, имелась возможность по соблюдению требований, установленных ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению совершения административного правонарушения, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения и.о. генерального директора АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» ФИО1 ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ подтверждается: актом проверки <данные изъяты> от 21.03.2017, протоколом об административном правонарушении № 10 от 22.03.2016 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного являются обоснованными как выводы должностного лица административного органа, так и выводы судьи районного суда о том, что в действиях и.о. генерального директора АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» ФИО1 по использованию в своей деятельности как наличных так и безналичных форм расчетов, установленных действующим законодательством Российской Федерации, содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенные в обжалуемых процессуальных актах выводы о наличии события административного правонарушения и виновности и.о. генерального директора АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов» ФИО1 мотивированы, не соглашаться с ними оснований не имеется.

Доводы ФИО1 и его представителя, изложенные в жалобе, не принимаю во внимание, поскольку они сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств, основаны на неправильном толковании действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку не опровергают правильности выводов обжалуемого решения.

В связи с изложенным решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01 июня 2017 г.подлежат оставлению без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 01 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. генерального директора АО «Городской центр контроля и учета энергетический ресурсов»ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья