Судья Кухарев А.В. Дело № 7-328/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – работника контрактной службы Труновского филиала ГБУ СК «Стававтодор» ФИО1
установил:
Постановлением начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов Ставропольского края (далее - должностное лицо Министерства финансов СК) ФИО2 от 28.05.2021 № 17-07/243-2021 должностное лицо – работник контрактной службы Труновского филиала ГБУ СК «Стававтодор» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей (далее – постановление от 28.05.2021).
Решением судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022 постановление от 28.05.2021 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (далее – решение судьи от 28.01.2022).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, ФИО1 считает постановление должностного лица от 28.05.2021 и решение судьи от 28.01.2022 незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства, поскольку полагает, что не является распорядителем денежных средств, поэтому не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Обращает внимание на то, что оплата товара была произведена ею в срок с момента поступления подлинных надлежаще оформленных документов на товар, которые поступили 17.11.2020, - 23.11.2020. В то время как согласно условиям контракта срок оплаты по УПД № 3736 от 25.09.2020 не позднее 17.12.2020. При этом нарушение сроков приемки товара ею не допущено, а без отсутствия подлинных документов оплата ею товара повлекла бы её ответственность по той же статье. Вместе с тем административным органом даже с учетом их позиции неверно определена дата совершения административного правонарушения, которая с позиции министерства финансов должна исчисляться на следующий день с момент приемки товара 25.09.2020, т.е. 26.10.2020.
Просит отменить постановление от 28.05.2021 и решение судьи от 28.01.2022, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ответственность по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом и влечёт наложение административного штрафа в размере от 30000 рублей до 50000 рублей.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно – ГК РФ и БК РФ).
В силу требований ч. 1 ст. 525 ГК РФ и ст. 72 БК РФ, размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляется в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ к числу обязательных (существенных) условий контракта отнесены условия:
о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;
о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 настоящего Закона.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 16.08.2019 N 09-04-06/62906 содержатся разъяснения о том, что содержащиеся в договоре (государственном и муниципальном контракте) расходные обязательства - это обязанность публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). Принятие получателем бюджетных средств на себя таких обязательств осуществляется путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).
Государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора, регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе.
Так, оплата государственного (муниципального) контракта – это исполнение бюджета по расходам, которое определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения бюджета по расходам устанавливается соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований БК РФ (п. 1 ст. 219 БК РФ) и предусматривает:
принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств (п. 2 ст. 219 БК РФ).
Таким образом, порядок оплаты товара, работы или услуги, включая платежные реквизиты – это существенное условие государственного (муниципального) контракта, которое, в силу положений законодательства о контрактной системе, не может быть изменено.
В соответствии с поправками, внесенными в п. 5 ст. 219 БК РФ, действующими с 06.08.2019, казначейство и его территориальные органы проверяют:
соответствие информации о денежном обязательстве сведениям о бюджетном обязательстве, поставленном на учет;
корректность информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства;
наличие документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства;
соответствие сведений в реестре контрактов и данных о принятом бюджетном обязательстве условиям госконтракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 942 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путём взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
приёмку поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
оплату заказчиком поставленного товара, а также отдельных этапов исполнения контракта;
взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 названного Федерального закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 данного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Анализ правового регулирования по рассматриваемой спорной ситуации показывает, что условия о сроке и порядке оплаты заказчиком являются обязательными, их отсутствие в тексте или несогласованность делает соглашение недействительным.
После заключения контракта этапу оплаты предшествует приемка поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, осуществляемая в порядке и в сроки, установленные контрактом, и оформляемая документом о приемке.
Приемке может предшествовать экспертиза, которую проводят специалисты госзаказчика и приглашенные эксперты и экспертные организации, по результатам проведения которой оформляется заключение о соответствии или несоответствии результата госконтракта его условиям.
Приемка товара оформляется товарной накладной в момент приемки товара, если предметом контракта выступает поставка товара. Приемка выполненных работ и оказанных услуг оформляется актом сдачи-приемки.
Несоставление документа о приемке либо ненаправление мотивированного отказа от подписания такого документа влечет административную ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.
Деньги перечисляются после приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Форма оплаты предполагает либо перевод денежных средств контрагенту госзаказчика безналичным путем, например, на банковский счет, либо выплату наличными.
Порядок выплаты предполагает один из вариантов:
полное единовременное перечисление средств;
авансирование;
поэтапная оплата по мере исполнения контракта.
Полная единовременная выплата устанавливается соглашением, когда для исполнения госконтракта контрагенту заказчика не требуется аванс и соглашение не предусматривает промежуточных этапов исполнения. При единовременной выплате контрагент госзаказчика исполняет в полном объеме обязательства, заказчик принимает результат исполнения и, если результат не вызвал вопросов и принят, оплачивает его целиком.
Частью 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что оплата производится с момента подписания сторонами документов о приемке товаров, работ, услуг в следующие сроки:
не более 30 календарных дней – в общем случае;
не более 15 рабочих дней – в порядке исключения из общего правила: для субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, по условиям государственного контракта № 0321500001920000087 на поставку битума марки БНД 60/90 от 15.09.2020 (далее – госконтракт от 15.09.2020), заключенного между ГБУ СК «Стававтодор» (заказчик) и ООО «СБТ-Альянс» (поставщик), поставщик не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным периодом, который составляет один календарный месяц, передает заказчику надлежаще оформленные документы на поставленный товар: счет, счет-фактуру или УПД, товарную накладную по форме ТОРГ-12 или другие документы, необходимые для оприходования товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в 2-х экз., ТН с отметкой заказчика о приемке товара в одном экз., реестр ТН в 2-х экз., сертификат изготовителя, установленный законодательством или иной документ (паспорт качества), подтверждающий качество партии поставленного товара. В случае нарушения поставщиком условия о передаче названных документов, заказчик вправе отказаться от приема товара (п. 4.2.4).
Приемка поставленного товара на соответствие его установленным в контракте условиям, производится заказчиком в течение пяти рабочих дней с момента предоставления документов, предусмотренных п. 4.2.4 контракта (п. 4.2.3)
Оплата за поставленный товар по настоящему контракту производится заказчиком в течение 30 календарных дней после удостоверения факта надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно с даты (дня) подписания сторонами товарной накладной по форме ТОРГ-12 или УПД, акта приемки-передачи товара и предоставления поставщиком счет-фактуры на поставленный товар (п. 2.7).
Привлекая работника контрактной службы Труновского филиала ГБУ СК «Стававтодор» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ обжалуемым постановлением от 28.05.2021, с которым согласился судья районного суда, должностное лицо Министерства финансов СК исходило из того, что услуги по договору были оказаны исполнителем заказчику и приняты 25.09.2020, что подтверждается универсальным передаточным документом № 3736 от 25.09.2020, содержащим отметку «Товар (груз) получил/услуги, результаты работ, права принял, при этом оплата произведена заказчиком платежным поручением № 2438 от 23.11.2020, т.е. позднее предельного срока, установленного пунктом 2.7 государственного контракта.
Не соглашаясь с данными выводами, нахожу постановление от 28.05.2021 и решение судьи от 17.11.2021 подлежащими отмене по нижеследующим основаниям.
Согласно ответу ООО «СБТ-Альянс» № 151 от 06.07.2021 в связи с тем, что в сентябре 2202 ими была осуществлена только одна поставка битума марки БНД 60/90 по контракту № 0321500001920000087 от 15.09.2020, то отчетные бухгалтерские документы, предусмотренные контрактом за сентябрь месяц, в т.ч. УПД № 3736 от 25.09.2020, ими были направлены в адрес Труновского филиала ГБУ СК «Стававтодор» курьерской почтой в ноябре 2020, вместе с отчетными бухгалтерскими документами по поставке битума в октябре 2020. И согласно экспедиторскому уведомлению получены адресатом 17.11.2020. Претензий по срокам оплаты не имеют. Оригиналы документов у них, как правило, «копятся» за период: месяц, квартал и направляются в адрес контрагента заказными письмами либо курьерской службой (л.д. 124).
Из материалов дела видно, что госконтрактом от 15.09.2020 предусмотрена оплата товара поставщику в течение 30 календарных дней после удостоверения факта надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно с даты (дня) подписания сторонами товарной накладной по форме ТОРГ-12 или УПД, акта приемки-передачи товара и предоставления поставщиком счет-фактуры на поставленный товар, при том, что приемка поставленного товара на соответствие его установленным в контракте условиям, производится заказчиком в течение пяти рабочих дней с момента предоставления документов, предусмотренных п. 4.2.4 контракта.
Вместе с тем счет-фактура № 3736 о поставке битума сторонами госконтракта подписана 25.09.2020 (л.д. 102), однако поставщиком подтверждено, что документы, предусмотренные п. 4.2.4 госконтракта от 15.09.2020 направлены и поступили в адрес заказчика 17.11.2020 (л.д. 124, 126), после чего поставка оплачена 23.11.2020 платежным поручением № 2438 (л.д. 100), то есть в срок, предусмотренный п. 2.7 договора.
При таких обстоятельствах, заказчиком не нарушен предусмотренный ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ общий срок оплаты оказанной услуги, составляющий не более 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 названного Федерального закона.
Следовательно, законных оснований для привлечения должностного лица – работника контрактной службы Труновского филиала ГБУ СК «Стававтодор» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ у должностного лица УФАС по СК не имелось.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении наряду с иными обстоятельствами выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В нарушение указанных требований закона в ходе рассмотрения дела должностным лицом и судьёй районного суда не был выяснен вопрос, была ли произведена оплата по договору в течение срока, установленного ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, совокупность изложенных в судебном решении обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неисполнении либо ненадлежащем исполнении ФИО1 своих должностных обязанностей.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление от 28.05.2021 и решение судьи от 28.01.2022 подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника отдела контроля за закупками для государственных нужд министерства финансов Ставропольского края ФИО2 от 28.05.2021 № 17-07/243-2021 и решение судьи Труновского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – работника контрактной службы Труновского филиала ГБУ СК «Стававтодор» ФИО1 – отменить.
Производство по настоящему делу об административных правонарушениях прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава указанного административного правонарушения
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО3