ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-329/17 от 27.09.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Гусынина О.Г. Дело № 7-329/2017

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2017 года <...>

Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев жалобу администрации Угловского района Алтайского края на постановление судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 июня 2017 года, которым

администрация Угловского района Алтайского края, <данные изъяты>

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

установил:

определением старшего государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Н.В.В. от ДД.ММ.ГГ*** на основании обстоятельств, установленных в процессе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Теплосервис» - арендатора муниципального имущества, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении администрации Угловского района Алтайского края.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному старшим государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора Н.В.В., ДД.ММ.ГГ в 15-00 часов выявлены допущенные администрацией Угловского района нарушения пунктов 1.2.19, 1.2.20 главы 1.2 Правил устройства электроустановок (7-ое издание), утвержденных приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года № 204 (далее – ПУЭ), а именно установлено, что в котельных, расположенных по адресам: <адрес>, комплексы электроприемников напряжением 380/220В не имеют второго независимого источника питания. Собственником котельных является муниципальное образование Угловский район Алтайского края. Обеспечение вторым независимым источником питания требует проведение переустройства, переоборудования, модернизации и реконструкции вводных распределительных устройств электроустановок зданий котельных. Согласно договорам аренды муниципального имущества, заключенным с ООО «Теплосервис», в обязанности арендатора не входит капитальный ремонт, переустройство, переоборудование, модернизация и реконструкция инженерного оборудования. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Перерыв электроснабжения электроприемников первой и второй категорий может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, нормальной жизнедеятельности населения. Действия администрации Угловского района квалифицированы по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление. В мотивировочной части постановления исключено из объема вмененного правонарушения нарушение по адресу: <адрес>, поскольку котельная по данному адресу отсутствует.

В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, администрация Угловского района Алтайского края просит отменить постановление судьи. В обоснование жалобы указано, что объекты теплоснабжения являются действующими, в связи с чем требования к обеспечению установленных в них электроприемников необходимым количеством источников питания в обязательном порядке не распространяются, носят лишь рекомендательный характер. Кроме того, доказательства отнесения электроприемников котельных ко второй категории надежности в материалах дела отсутствуют, в то время как из представленных администрацией договоров энергоснабжения в отношении указанных котельных следует, что электроустановки имеют третью категорию надежности. Ссылки в протоколе об административном правонарушении на то, что обеспечение вторым независимым источником питания требует проведения переустройства, переоборудования, модернизации и реконструкции вводных распределительных устройств электроустановок зданий котельных ничем не подтверждены. Судья не дал оценку доводам администрации о том, что оборудовать котельную вторым независимым источником питания возможно в рамках проведения текущего ремонта.

Законный представитель, защитники администрации Угловского района Алтайского края о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела по жалобе не ходатайствовали, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.

В соответствии со статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правила устройства электроустановок (издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10) утверждены приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года № 204.

В соответствии с пунктами 1.2.17, 1.2.19, 1.2.20 названных Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Согласно пунктам 14.1, 14.2 СНиП II-35-76 «Котельные установки», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 года № 229 (с изменениями и дополнениями), электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом.

Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.

Собственником котельных, расположенных по адресам: <адрес>, является муниципальное образование Угловский район Алтайского края.

В соответствии с частью 4 статьи 14, пунктами 3, 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 1.1 приведенной нормы полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

По делу установлено, что, электроприемники вышеуказанных котельных не обеспечены электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (не имеют второго независимого источника питания). Отсутствие второго независимого источника питания является нарушением пунктов 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, издание седьмое, утвержденных приказом Минэнерго от 08 июля 2012 № 204. Бездействие по исполнению требований ПУЭ образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина администрации Угловского района в совершении вмененного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ (л.д.2-4); актом проверки от ДД.ММ.ГГ ООО «Теплосервис» Сибирским управлением Ростехнадзора (л.д.5-8), в котором зафиксировано отсутствие у электроприемников второго независимого источника питания; актом проверки от ДД.ММ.ГГ ООО «Теплосервис» Сибирским управлением Ростехнадзора (л.д.9-11); договорами аренды муниципального имущества (л.д.12-17, 19-25, 27-32, 34-39, 41-47, 49-55); свидетельствами о государственной регистрации права собственности МО Угловский район на указанные котельные (л.д.62-71); постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности; уведомлениями о переходе права собственности на сданное в аренду имущество (л.д.18, 26, 33,40, 48, 53); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.75); свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д.76); Уставом МО Угловский район (л.д.78-89); договорами энергоснабжения между ООО «Теплосервис» и ОАО «Алтайкрайэнерго»; актами разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон между ОАО «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго» и ООО «Теплосервис»; справками о наличии в муниципальной собственности администрации Угловского района дизельной электростанции АД-30-Т, 4 устройств поддержки работоспособности водогрейных котлов; соглашением от ДД.ММ.ГГ между Управлением Алтайского края по ЖКХ и администрацией Угловского района о предоставлении в случае возникновения аварийной ситуации необходимого оборудования, в том числе передвижной котельной, дизель-генераторной установки; перечнями социально значимых объектов в Угловском районе для подключения резервных источников электроснабжения по согласованию с ОАО «МРСК «Сибири»; паспортом готовности к отопительному сезону 2016/17.

Указанные доказательства оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности подтверждают наличие в действиях администрации Угловского района состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с данной оценкой не имеется.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.

Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ею были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению обязательных требований в области устройства электроустановок, установленных ПУЭ, однако соблюсти эти требования было невозможно по независящим от администрации района причинам.

Довод жалобы о том, что котельные относятся к третьей категории электроустановок, в связи с чем они не должны быть обеспечены вторым независимым источником питания, противоречит приведенным выше требованиям СНиП II-35-76 «Котельные установки», прямо предусматривающим, что электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся только к первой или второй категории.

Доводы жалобы относительно того, что требования ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки, а котельные являются действующими электроустановками, в связи с чем требования к обеспечению вторым независимым источником электропитания на них не распространяются, не свидетельствуют о незаконности постановления.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1.1.1 ПУЭ требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

Поскольку требования пунктов 1.2.19, 1.2.20 ПУЭ об обеспечении электроустановок первой и второй категории вторым независимым источником питания направлены на повышение надежности электроустановок, то их применение является правомерным.

Ссылки в жалобе на то, что устранить выявленные нарушения возможно в рамках проведения текущего ремонта, так как проведение переустройства, переоборудования, модернизации и реконструкции вводных распределительных устройств электроустановок зданий котельных не требуется, безосновательны. Учитывая, что текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных его частей, то обеспечение комплексов электроприемников котельных вторым независимым источником питания не может быть произведено в рамках текущего ремонта.

Каких-либо существенных нарушений, влекущих отмену, изменение постановления по делу не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу администрации Угловского района Алтайского края – без удовлетворения.

Судья В.В. Титова