ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-329/2023 от 27.07.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Бирабасова М. дело № 7-329/2023

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 27 июля 2023 года

Судья Ставропольского краевого суда Косенко Ю.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю № … от 11 ноября 2022 года и решение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 26 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю С.Д.Н. № … от 11 ноября 2022 года должностное лицо – первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 26 апреля 2023 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, ФИО1 не согласен с постановлением должностного лица и решением судьи. Приводит доводы в обоснование отсутствия состава административного правонарушения по части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заблаговременно. Ходатайство об отложении судебного заседания отклонено определением.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов влечет назначение административного наказания.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пенкт 7 части 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

проект контракта;

перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица – первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной часть 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, послужили изложенные в постановлении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Д.Н. ФИО2 от 11 ноября 2022 обстоятельства, согласно которым в Ставропольское УФАС России поступила жалобы ООО … на действия заказчика - администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме … «Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Объездная (от улицы …) в городе Изобильный Изобильненского городского округа Ставропольского края; Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице … (от улицы …, от улицы …) в городе Изобильный Изобильненского городского округа Ставропольского края».

Заказчиком (Администрацией Изобильненского городского округа СК) в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки - Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению установлено следующее требование:

1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федеральным законом, должна содержать:

3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43).

Комиссией по результатам внеплановой проверки установлено, что в действиях заказчика установлены нарушения требований частей 1 и 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанное требование является неправомерным, так как участник закупки не может в заявке установить предложение о цене контракта, так как закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок. При этом, заявка на участие в закупке подается до проведения процедуры аукциона.

Согласно Приказа от 29 декабря 2017 года № … ФИО1 принят на работу, на должность первого заместителя главы администрации Изобильненского ГО СК. Он же постановлением от 09 января 2018 года № …назначен руководителем контрактной службы администрации Изобильненского ГО СК.

В силу пункта 14 подраздела 3.3 раздела 3 Должностной инструкции муниципального служащего замещающего должность первого заместителя главы администрации Изобильненского ГО СК, первый заместитель главы администрации городского округа осуществляет планирование, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и исполнения контрактов, осуществляет функции и полномочия контрактного управляющего.

На основании изложенного, в обжалуемых актах сделан обоснованный вывод, что ФИО1 являющийся первым заместителем главы администрации Изобильненского ГО СК являлся лицом ответственным за установление требований к составу заявки на участие в закупке … «Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице … (от улицы …) в городе Изобильный Изобильненского городского округа Ставропольского края; Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице … (от улицы …, от улицы …) в городе Изобильный Изобильненского городского округа Ставропольского края».

Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судьей первой инстанции не имеется.

Установленные по делу обстоятельства и событие административного правонарушения достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами, которым должностным лицом антимонопольного органа и судьей при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:

- скриншотом страницы сайта с размещением 14 февраля 2022 ФИО1 извещения о проведении электронного аукциона … «Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице … (от улицы …) в городе Изобильный Изобильненского городского округа Ставропольского края; Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице … (от улицы …, от улицы …) в городе Изобильный Изобильненского городского округа Ставропольского края» л.д.75);

- Приложением № 3 к Извещению об осуществлении закупки - Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению, согласно которому отражено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43) (л.д. 79 оборот);

- должностной инструкцией муниципального служащего замещающего должность первого заместителя главы администрации Изобильненского ГО СК, согласно которой на ФИО1 возложено планирование, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и исполнения контрактов, осуществление функции и полномочия контрактного управляющего (л.д. 92-97);

- иными доказательствами.

По мнению ФИО1 не может быть признано неправомерным указание в Приложении № 3 к Извещению требования о предложении участником закупки цены контракта, поскольку указанное требование, не означает, что в случае подачи заявки участником закупки, Администрация потребовала бы у участника закупки предложение о цене контракта. Указанный довод является несостоятельным и основан на ошибочном толковании заявителем норм права, регулирующих указанные вопросы, и устанавливающих необходимость указания в документации об аукционе определенных законом сведений, что исключит возможность его самопроизвольного и неоднозначного толкования сторонами в процессе его исполнения.

Довод, по которому аукцион признан несостоявшимся, в связи с чем основания для привлечения к ответственности отсутствуют, также подлежит отклонению поскольку факт совершения ФИО1 объективной стороны правонарушения нашел подтверждения и он не связан с наступившими последствиями. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, так как правоотношения в данном случае возникают в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и соблюдение законодательства в этой сфере имеет цель обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении таких закупок, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения к ответственности, равно как и признания деяния малозначительным.

Довод жалобы о том, что согласно постановления должностного лица, им были окончательно исследованы все материалы дела 11 ноября 2021, в то время как постановление вынесено 11 ноября 2022, не влечет отмену обжалуемых актов, поскольку ошибочное указание этого сведения в оспариваемом акте должностного лица является явной опиской, на выводы ни должностного лица, ни судьи о доказанности совершения ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения не влияет.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается только при наличии совокупности всех вышеизложенных условий. Вместе с тем в рассматриваемом случае не установлено наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Правонарушение совершено 14 февраля 2022 года.

Довод жалобы, по которому постановление № … от 22 июля 2021 года не образует повторности, не является основанием к изменению обжалуемых актов, поскольку должностным лицом отягчающих обстоятельств при назначении наказания не установлено. Оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса не имелось, в этой части вывод как должностного лица, так и судьи является правильным.

Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, установленном санкцией части 4 статьи 7.30 названного Кодекса.

При таких обстоятельствах, обжалуемые акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю № … от 11 ноября 2022 года и решение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 26 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края ФИО1 – оставить без изменения.

Жалобу ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Судья краевого суда Ю.Л. Косенко