Судья Оконов В.Э. № 7-32/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Элиста 10 апреля 2017 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л., при секретаре
ФИО1, с участием защитника закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО2, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по Республике Калмыкия ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия ФИО4 на решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол»,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия ФИО4 от 9 декабря 2016 г. конкурсный управляющий закрытое акционерное общество Нефтяная компания «Калмпетрол» (далее по тексту - ЗАО НК «Калмпетрол») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб. В адрес ЗАО НК «Калмпетрол» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2017 г. вышеуказанные постановление и представление отменены, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия ФИО4 просит решение судьи отменить. Ссылается на то, что ЗАО НК «Калмпетрол» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к данным субъектам, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Суд руководствовался нормами ст. 4 данного закона в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 238-ФЗ, которая на момент выявления административного правонарушения не действовала. Пункт «а» ч. 1.1 ст. 4 вышеуказанного закона в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ неприменим к акционерным обществам, поскольку распространяется только на общества с ограниченной ответственностью. Остальным пунктам ч. 1.1 ст. 4 ЗАО НК «Калмпетрол» также не соответствует.
В возражениях на жалобу конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО5 просит решение районного суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО5, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Защитник ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО2 просил оспариваемое решение судьи оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, в период с 12 сентября по 17 октября 2016 г. уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия на основании приказов от 29 августа 2016 г. № 167 и 30 сентября 2016 г. № 200 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО НК «Калмпетрол» обязательных требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны объектов и земель.
В ходе ее проведения административным органом было выявлено, что ЗАО НК «Калмпетрол» осуществляет деятельность с нарушением требований ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Обществом не представлены утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В связи с этим должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия пришло к выводу о наличии в действиях ЗАО НК «Калмпетрол» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Лаганского районного суда пришел к выводу, что отнесение ЗАО НК «Калмпетрол» к объектам крупного бизнеса неправомерно, поскольку при рассмотрении дела должностным лицом не приняты во внимание положения ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», определяющей категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, исключают наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные выводы судьи не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч. 2 ст. 18).
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (ч. 3 ст. 18).
Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч. 4 ст. 18).
Из материалов дела следует, что ЗАО НК «Калмпетрол» осуществляет деятельность по добыче углеводородного сырья на Улан-Хольском нефтегазоконденсатном месторождении, в процессе которой образуются отходы производства и потребления.
В ходе проверки административным органом установлено, что отходы образуются в результате текущего обслуживания технологического оборудования; производства регламентных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ на эксплуатационных скважинах (прием и перекачка нефти, газоконденсата); эксплуатации сепарационных установок, установок подготовки к транспортированию нефти и газа; замены деталей технологического оборудования и т.п.; транспортировки нефти, очистки нефтепровода; эксплуатации, обслуживания и ремонта автотранспорта и автотракторной техники; обработки металла на металлообрабатывающих станках; вулканизации изношенных шин; работы аппарата управления; делопроизводства; производства ремонтно-строительных работ; приготовления пищи; проживания работников и т.п.
Данное обстоятельство никем не оспаривается.
Из содержания ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что обязанность по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
Судья районного суда пришел к выводу, что ЗАО НК «Калмпетрол» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, сославшись Федеральный закон от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 238-ФЗ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ, действовавшей на момент проведения проверки) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Между тем, при рассмотрении дела суд не выяснил вопросы применения Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ, время и обстоятельства совершения административного правонарушения, соблюдение сроков привлечения к административной ответственности.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, разрешении его в соответствии с законом, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, по настоящему делу не истек, решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2017 г. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела, и принять соответствующее решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ
р е ш и л:
решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Лаганский районный суд Республики Калмыкия.
Судья Л.Л. Лиджеева