Судья Гусынина О.Г. Дело № 7-330/2017
Р Е Ш Е Н И Е
20 сентября 2017 года город Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу Администрации Егорьевского района Алтайского края на постановление судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 июня 2017 года, которым
Администрация Егорьевского района Алтайского края, <данные изъяты>,
место нахождения: <адрес>, <адрес>
признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
у с т а н о в и л:
определением от 10.03.2017 № 17-19573 старшего государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 по результатам проверки общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Егорьевское» (ООО «ПК «Егорьевское») возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Администрации Егорьевского района Алтайского края.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 10.04.2017 № 17-19573, составленному указанным должностным лицом, 06.03.2017 в 16 часов 00 минут выявлены допущенные Администрацией Егорьевского района нарушения п.п.1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, издание седьмое, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 (далее - ПУЭ), а именно: комплексы электроприемников напряжением 380/220 В котельных, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>, - не имеют второго независимого источника питания. Собственником котельных является муниципальное образование Егорьевский район Алтайского края. Договоры аренды на вышеуказанное муниципальное имущество, заключенные с ООО «ПК «Егорьевское», не имеют государственной регистрации. Согласно п.п.3, 4, 7 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электроснабжения поселений; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Бездействие Администрации Егорьевского района Алтайского края квалифицировано по ст.9.11 КоАП РФ.
Судьей городского суда вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Администрация Егорьевского района просит отменить постановление, прекратить производство по делу, в обоснование указывает, что согласно актам разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон котельные относятся к третьей категории электроустановок. ПУЭ обязывают обеспечивать электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания электроприемники первой и второй категории. Кроме того, ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки. Котельные являются действующими электроустановками, поэтому требования к обеспечению вторым независимым источником электропитания в обязательном порядке на них не распространяются.
Законный представитель, защитник Администрации Егорьевского района Алтайского края о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, представлено заявление о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены постановления.
В соответствии со ст.9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правила устройства электроустановок (издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10) утверждены приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204.
В соответствии с п.п.1.2.17, 1.2.19, 1.2.20 названных Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Согласно п.п.14.1, 14.2 СНиП II-35-76 «Котельные установки», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229 (с изменениями и дополнениями) электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом.
Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п.1.12 настоящих норм и правил.
Собственником котельных, расположенных в <адрес> по <адрес>, <адрес>, <адрес>, является муниципальное образование Егорьевский район Алтайского края, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии с п.п.3, 4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1.1 приведенной нормы полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
20.09.2013 между ООО «УК «Егорьевское» (в настоящее время ООО «ПК «Егорьевское») и Администрацией Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края в целях решения вопросов местного значения сельского поселения был заключен договор аренды № МП-2013-1 муниципального имущества – вышеуказанных котельных – на период с 20.09.2013 пор 20.09.2014, поскольку на тот период имущество находилось в собственности муниципального образования Новоегорьевский сельсовет <адрес> Алтайского края. Однако, договор не был зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости, в связи с чем в силу п.2 ст.651 Гражданского кодекса Российской Федерации является не заключенным.
С учетом изложенного административный орган и судья пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по выполнению требований нормативных правовых актов в области правил устройства электроустановок лежит на собственнике имущества – Администрации Егорьевского района Алтайского края.
Таким образом, по делу установлено, что в собственности Администрации Егорьевского района Алтайского края находятся вышеуказанные котельные, электроприемники которых не обеспечены электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (не имеют второго независимого источника питания). Отсутствие второго независимого источника питания является нарушением п.п.1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, издание седьмое, утвержденных приказом Минэнерго от 08.07.2022 № 204. Бездействие по исполнению требований ПУЭ образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.
Вина Администрации Егорьевского района в совершении вмененного правонарушения подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на котельные, актом проверки № 2-06/648 от 15.07.2016 в отношении ООО «ПК «Егорьевское», в котором отражено отсутствие у электроприемников второго независимого источника питания, актом проверки № 17-18-0025/А-КИП-88 от 06.03.2017 в отношении ООО «ПК «Егорьевское», письменным объяснением законного представителя Администрации Егорьевского района от 10.04.2017, пояснениями в судебном заседании защитника Близняковой И.Л., свидетеля ФИО2
Наказание Администрации Егорьевского района назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности в минимальном размере санкции ст.9.11 КоАП РФ. При этом юридическим лицом не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований в области устройства электроустановок, установленных ПУЭ, однако соблюсти эти требования было невозможно по независящим от администрации района причинам.
Довод жалобы о том, что котельные относятся к третьей категории электроустановок, в связи с чем они не должны быть обеспечены вторым независимым источником питания, противоречит требованиям СНиП II-35-76 «Котельные установки», прямо предусматривающим, что электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся только к первой или второй категории. Кроме того, представленные акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленные ОАО «Алтайкрайэнерго» и ООО «УК «Егорьевское», не подтверждают, что к третьей категории надежности электроснабжения относятся именно электроприемники котельных.
Доводы жалобы относительно того, что требования ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки, а котельные являются действующими электроустановками, в связи с чем требования к обеспечению вторым независимым источником электропитания на них не распространяются, не свидетельствуют о незаконности постановления.
В соответствии с абзацем 3 п.1.1.1 ПУЭ требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Поскольку требования п.п.1.2.19, 1.2.20 ПУЭ об обеспечении электроустановок первой и второй категории вторым независимым источником питания направлены на повышение надежности электроустановок, то их применение является правомерным.
Каких-либо существенных нарушений, влекущих отмену, изменение постановления по делу не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу <адрес> Алтайского края – без удовлетворения.
Судья Л.Ю.Ковалюк