ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-331/2017 от 06.06.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Камышникова И.В. Дело № 7-331-2017

Р Е Ш Е Н И Е

06 июня 2017 г. г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре АПД рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ на решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 21 марта 2017 года, которым постановление Департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 12 января 2017 года о привлечении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения.

Заслушав защитников лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, судья

у с т а н о в и л:

постановлением должностного лица Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 12 января 2017 года ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Постановлением установлено, что в ходе осмотра земельного участка, принадлежащего ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ на праве постоянного бессрочного пользования, выявлено, что участок не огорожен, доступ на него свободный. На участке обнаружено большое количество пластиковых канистр с синей жидкостью. После исследования установлено, что жидкость относится к первому классу опасности. Согласно исследованиям, поврежден плодородный слой почвы. Площадь загрязнения на участке с кадастровым номером составила <данные изъяты> м2.

Не согласившись с указанным постановлением, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ обратилось с жалобой в Новосибирский районный суд Новосибирской области в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 21 марта 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ просит решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указано, что должностным лицом, (согласно сведениям, указанным в материалах) проведена проверка двух земельных участков, с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>. Выявлено загрязнение участков. Ориентир места положения земельных участков указан <адрес>. Однако земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится по адресу <адрес> и не является смежным с участком <данные изъяты>, принадлежащим ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ на праве постоянного бессрочного пользования. Смежным участком, относительно участка <данные изъяты>, находящимся по вышеприведенному адресу является земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>

Данный участок принадлежит ООО Должностным лицом Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу ООО привлечено к административной ответственности за загрязнение, как своего участка, так и участка, принадлежащего ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ.

Площадь загрязнения участка <данные изъяты> определена расчетным путем, по двум точкам, расчет вызывает сомнения.

Выводы специалистов о загрязнении плодородного слоя также вызывают сомнения, поскольку участок засыпан щебнем и используется в качестве автостоянки.

Кроме того для определения загрязнения в месте складирования канистр с жидкостью, необходимо было переместить данные канистры, чего сделано не было.

При определении ПДК допущена грубая шибка, в результате показатель завышен.

Вывод о загрязнении не обоснован, поскольку загрязнением почвы считается превышение допустимого содержания в 3-5 раз.

ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ не является собственником земельного участка <данные изъяты>, не использует его в своей деятельности. Участок находится в федеральной собственности, управление им осуществляет Министерство обороны РФ.

Согласно Уставу ФГКУ, на него не возложены обязанности по защите земель и охране почв. Лимиты бюджетных средств на данный вид деятельности не предусмотрены. Провести утилизацию отходов ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ также не имеет возможности. Т.о. учреждение не является субъектом вменяемого правонарушения.

Кроме того все возможные меры для устранения нарушения законодательства ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ были приняты : направлены сообщения в прокуратуру Новосибирской области и ГУ МВД России по НСО об обнаружении пластиковой тары с жидкостью I класса опасности на земельном участке <данные изъяты>

Апеллянт считает, что вина ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ в совершении, вменяемого правонарушении не доказана.

Кроме того ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ не было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено и постановление вынесено должностным лицом 12.01.2017, в то время как уведомление поступило в ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ только 16.01.2017. Ф

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами. которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами

Пунктом 2 части 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

Административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, установлена частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из представленных материалов дела усматривается, что протоколом об административном правонарушении от 22.12.2016, составленным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СФО, в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СФО от 12.01.2017 ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ привлечено к административной ответственности. Постановлением вменяется неисполнение учреждением мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Действия ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ квалифицированы по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Судья районного суда, при рассмотрении жалобы ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ, пришел к выводу о наличии в действиях ФГКУ состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КОАП РФ.

Вина ФГКУ, по мнению судьи, установлена и доказана, имеющимися в деле материалами.

С указанным выводом судьи согласиться нельзя.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 13.2 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", рейдовые осмотры, обследования земельных участков, в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании рейдовых заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов рейдовых осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Из части 2 ст. 13.2 Закона 294-ФЗ, следует, что в случае выявления, при проведении рейдовых осмотров, обследований нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Порядок проведения рейдовых осмотров, обследований земельных участков органами Росприроднадзора утвержден Приказом Минприроды России от 25.05.2015 N 237 "Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации и порядка оформления результатов таких осмотров, обследований".

Из материалов дела усматривается, что приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере придопользования по Сибирскому Федеральному округу от 15.09.2016 № 1356 «О проведении рейдового осмотра, обследования» утверждено рейдовое задание в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008.

Согласно рейдовому заданию задачей рейдового осмотра является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Срок проведения рейдового осмотра, обследования с 15.09.2016 по 14.10.2016. Мероприятия, проводимые в ходе рейдового осмотра, обследования: визуальный осмотр территории с применением фотофиксации, иные мероприятия, не требующие взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Территория обследования : <адрес>, земельный участок вблизи <данные изъяты>; на проведение рейдового осмотра уполномочена ФИО4 – ведущий специалист-эксперт отдела координации надзора за ООПТ и разрешительной деятельности, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по СФО; к проведению рейдового осмотра привлечен МАБ – начальник отдела отбора проб и инструментального контроля источников загрязнения ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО».

Приказ и рейдовое задание соответствуют требованиям Порядка утвержденного Приказом Минприроды России от 25.05.2015 N 237.

В соответствии с п. 1 Порядка оформления результатов таких осмотров, обследований утвержденного Приказом Минприроды России от 25.05.2015 N 237, результаты рейдового осмотра, обследования оформляются актом рейдового осмотра, обследования в течение 3 (трех) рабочих дней с даты завершения рейдового осмотра, обследования.

По результатам рейдового обследования 16.09.2016 ведущим специалистом-экспертом отдела координации надзора за ООПТ и разрешительной деятельности, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по сибирскому федеральному округу составлен акт, в котором указано, что обследование начато 15.09.2016 в 16-30 и окончено 15.09.2016 в 17-30.

В акте отражено, что проведен осмотр земельного участка, расположенного в <адрес>, указаны координаты.

Из акта следует, что участок не огорожен, доступ на него свободный. На участке обнаружено большое количество пластиковых канистр с синей жидкостью. Часть канистр повреждена и открыта.

Ссылок на кадастровый номер, принадлежность участка ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ акт не содержит.

Т.о., из представленного в материалах дела об административном правонарушении явствует, что мероприятие – рейдовый осмотр, обследование окончено 15.09.2016.

Протоколы отбора проб с указанием места отбора, к акту не приложены, координаты не указаны, фототаблицей отбор проб не зафиксирован. Т.о. доказательств отбора проб в момент самого осмотра, материалы дела не содержат.

Иного акта, свидетельствующего об окончании контрольного мероприятия – рейдового осмотра, материалы дела не содержат.

Производство по делу об административном правонарушении возбуждено 22.12.2016.

В период с 22.09.2016 по 27.10.2016 инспектором проведен ряд действий: дополнительный отбор проб, исследование отобранных образцов, получены экспертные заключения по определению мощности плодородного слоя на земельном участке, получено заключение по расчету площади загрязнения, проведено маркшейдерское исследование. 28.11.2016 получена выписка из ЕГРП о принадлежности земельного участка.

К выполнению действий привлечены: ТНП., АТМ., ЕЮС., БИА., ЧСВ., ЗНР

Частью 1 ст. 13.2 Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что рейдовые осмотры, обследования проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции и на основании рейдовых заданий.

Прихожу к выводу, что данные доказательства собраны после окончания рейдового осмотра( обследования) и до возбуждения дела об административном правонарушении, с нарушением условий рейдового задания.

Так, при рассмотрении жалобы установлено, что к выполнению задания привлечены лица, не поименованные в задании, согласно адресу земельного участка, указанному в задании, надлежало провести осмотр земельного участка, принадлежащего ООО, фактически осмотрен и участок принадлежащий ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ, часть действий выполнена за пределами рейдового осмотра, т.е. после его окончания и составления акта, срок проведения рейдового осмотра установлен заданием с 15.09.2016 по 14.10.2016, однако ряд действий выполнен позднее 14.10.2016.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из части 2 ст. 26.2 КоАП РФ следует, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу части 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Нахожу, что все доказательства загрязнения земельного участка , доказательства вины ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ в неисполнении требований законодательства о защите земель, проведении мероприятий по из сохранению собраны с нарушением требований законодательства.

Актом осмотра от 16.09.2016 установлено, что произведен осмотр участка с адресом <адрес>

Данный участок, согласно описанию его места положения, принадлежит ООО

Постановлением за № З-530-в/1 от 10.05.2017 ООО привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в связи с совершением правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в уничтожении плодородного слоя почвы и порчи земель.

Доказательств соблюдения установленного законом порядка получения вышепоименованных доказательств (отбор проб, исследований образцов, проведения экспертиз), материалы дела не содержат. Из материалов дела невозможно установить, в рамках какого контрольного мероприятия, либо проверки были собраны данные доказательства ( проведение рейда окончено, дело об административном правонарушении не возбуждено, внеплановая проверка в установленном законом порядке не проводилась).

В соответствии с положениями части 12 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Приведенные положения ч.12 ст. 10 и ч.2 ст. 13.2 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусматривают, что при выявлении нарушений обязательных требований, которые могут свидетельствовать о совершении административного правонарушения, возбуждению дела об административном правонарушении ( составлению протокола об административном правонарушении) предшествует внеплановая проверка.

В данном случае те действия, которые были выполнены государственным инспектором в период с 22.09.2016 по 28.11.2016 ( получение проб, химические исследования проб, экспертиза для определения мощности плодородного слоя, исследование повреждения плодородного слоя, маркшейдерское исследование) могли быть проведены в рамках внеплановой проверки либо в рамках административного расследования..

Однако требования ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о порядке проведения внеплановой проверки государственным инспектором не выполнены, административное расследование в указанный период не возбуждалось и не проводилось.

Прихожу к выводу, что представленные документы являются недопустимыми доказательствами в силу положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, как полученные с нарушением требований законодательства.

Полагаю, что наличие состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в действиях ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ материалами дела не доказано.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Нахожу, что решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 21 марта 2017 года, постановление Департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 12 января 2017 года о привлечении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу- прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, послуживших привлечению ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 21 марта 2017, постановление Департамента лесного хозяйства Новосибирской области от 12 января 2017 года о привлечении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ – удовлетворить.

Судья «подпись» Л.А.Куранова

КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7-331ё1-2017

Судья-