Дело № 7-335/2022 Судья: Клементьев О.В.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 11 мая 2022 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Хилажевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу энергетика Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» Власова А. А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Куделькина К.А. № от 09 ноября 2021 года и решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – энергетика Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» Власова А. А.,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Куделькина К.А. № от 09 ноября 2021 года должностное лицо - энергетик Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» (далее МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе в Челябинский областной суд Власов А.А. просит постановление и решение отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» разработало программу производственного экологического контроля. Планом-графиком контроля состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду установленны контролируемые показатели, среди которых отсутствует вещество сульфат-ион. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года №16 «О введении в действие санитарных правил» вместе с СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 отменено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 «Об утверждении СанПиН 1.2.3684-21». В СанПиН 1.2.3685-21 таблице 4.1 предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) и ориентировочно допустимые концентрации химических веществ в почве установлены вещества с сернистыми соединениями и указана величина ПДК. Вещество сульфат-ион отсутствует в указанном постановлении. У вещества сульфат-ион отсутствуют предельно допустимые концентрации. В связи с чем считает в постановлении неправомерно указано на невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Считает, что состав административного правонарушения отсутствует.
Должностное лицо Куделькин К.А. в судебном заседании, считал решение суда законным и обоснованным, представил письменные возражения.
Энергетик МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власов А.А., представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в Челябинский областной суд в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, ходатайств об отложении не представили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав Куделькина К.А., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ акты земельного законодательства основываются на принципе учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки в период с 26 апреля 2021 года по 14 мая 2021 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области на площадке, расположенной по адресу: выявлены нарушения требований законодательства, предусмотренных статей 1,4, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 1, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, на которых МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» осуществляет свою хозяйственную деятельность, не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии с пунктом 2.13 должностной инструкции энергетик МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власов А.А. обеспечивает выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране от негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Куделькина К.А. № от 09 ноября 2021 года должностное лицо - энергетик Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» (далее МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом - Власовым А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом и судьей при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а именно: определением № от 01 октября 2021 года, протоколом об административном правонарушении № от 01 октября 2021 года, актом проверки № от 25 мая 2021 года, возражениями Власова А.А., приказом № от 18 мая 2020 года, должностной инструкцией энергетика, заявкой в ЦЛАТИ на лабораторные исследования, заключением ЦЛАТИ, заявкой в ЦЛАТИ на экспертное сопровождение, заключением ЦЛАТИ на экспертное сопровождение, постановлением № от 01 октября 2021 года,
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Позиция подателя жалобы, заключающаяся в том, что исследования почвы проводились по сернистым соединениям, вместо вещества сульфат-ион, является несостоятельной и надуманной, поскольку согласно протоколам испытании № от 14 мая 2021 года и № испытания проводились по определяемому показателю сульфат-ион, расчет которого делался на основании фоновой пробы и превышение по результатам исследования составило в 2,9 раза, сернистые соединения не применялись.
Кроме того, данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суд Свердловской области от 13 августа 2021 года, которым в удовлетворении требований МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» о признании недействительным предписания № от 25 мая 2021 года, отказано, которое имеет преюдициальное значение для рассмотрения дела.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности энергетика МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власова А.А., не имеется. Заявителем не представлено информации о принятии исчерпывающих мер, направленных на выполнение установленных требований закона об охране земель.
Постановление по делу вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание энергетику МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власову А.А., назначено с учетом требований статей 3.1, 3.8, 4.1-4.3 КоАП РФ, в том числе с учетом положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, полагаю, что судьей первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Принципы осуществления правосудия, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи по делу об административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Куделькина К.А. № от 09 ноября 2021 года и решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – энергетика Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» Власова А. А., оставить без изменения, жалобу энергетика Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» Власова А. А. – без удовлетворения.
Судья: А.А. Жуков