ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-335/2022 от 11.05.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-335/2022 Судья: Клементьев О.В.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 11 мая 2022 года

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Хилажевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу энергетика Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» Власова А. А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Куделькина К.А. от 09 ноября 2021 года и решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – энергетика Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» Власова А. А.,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Куделькина К.А. от 09 ноября 2021 года должностное лицо - энергетик Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» (далее МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Решением судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе в Челябинский областной суд Власов А.А. просит постановление и решение отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» разработало программу производственного экологического контроля. Планом-графиком контроля состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду установленны контролируемые показатели, среди которых отсутствует вещество сульфат-ион. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года №16 «О введении в действие санитарных правил» вместе с СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 отменено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 «Об утверждении СанПиН 1.2.3684-21». В СанПиН 1.2.3685-21 таблице 4.1 предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) и ориентировочно допустимые концентрации химических веществ в почве установлены вещества с сернистыми соединениями и указана величина ПДК. Вещество сульфат-ион отсутствует в указанном постановлении. У вещества сульфат-ион отсутствуют предельно допустимые концентрации. В связи с чем считает в постановлении неправомерно указано на невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Считает, что состав административного правонарушения отсутствует.

Должностное лицо Куделькин К.А. в судебном заседании, считал решение суда законным и обоснованным, представил письменные возражения.

Энергетик МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власов А.А., представители Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в Челябинский областной суд в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, ходатайств об отложении не представили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав Куделькина К.А., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В силу статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ акты земельного законодательства основываются на принципе учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки в период с 26 апреля 2021 года по 14 мая 2021 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области на площадке, расположенной по адресу: выявлены нарушения требований законодательства, предусмотренных статей 1,4, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 1, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на земельных участках с кадастровыми номерами и , на которых МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» осуществляет свою хозяйственную деятельность, не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии с пунктом 2.13 должностной инструкции энергетик МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власов А.А. обеспечивает выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране от негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Куделькина К.А. от 09 ноября 2021 года должностное лицо - энергетик Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» (далее МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения должностным лицом - Власовым А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом и судьей при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а именно: определением от 01 октября 2021 года, протоколом об административном правонарушении от 01 октября 2021 года, актом проверки от 25 мая 2021 года, возражениями Власова А.А., приказом от 18 мая 2020 года, должностной инструкцией энергетика, заявкой в ЦЛАТИ на лабораторные исследования, заключением ЦЛАТИ, заявкой в ЦЛАТИ на экспертное сопровождение, заключением ЦЛАТИ на экспертное сопровождение, постановлением от 01 октября 2021 года,

При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Позиция подателя жалобы, заключающаяся в том, что исследования почвы проводились по сернистым соединениям, вместо вещества сульфат-ион, является несостоятельной и надуманной, поскольку согласно протоколам испытании от 14 мая 2021 года и испытания проводились по определяемому показателю сульфат-ион, расчет которого делался на основании фоновой пробы и превышение по результатам исследования составило в 2,9 раза, сернистые соединения не применялись.

Кроме того, данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суд Свердловской области от 13 августа 2021 года, которым в удовлетворении требований МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» о признании недействительным предписания от 25 мая 2021 года, отказано, которое имеет преюдициальное значение для рассмотрения дела.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности энергетика МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власова А.А., не имеется. Заявителем не представлено информации о принятии исчерпывающих мер, направленных на выполнение установленных требований закона об охране земель.

Постановление по делу вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание энергетику МКП МО «Город Снежинск «Чистый город» Власову А.А., назначено с учетом требований статей 3.1, 3.8, 4.1-4.3 КоАП РФ, в том числе с учетом положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

Принимая во внимание вышеизложенное, полагаю, что судьей первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.

Принципы осуществления правосудия, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи по делу об административном правонарушении, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области, специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Куделькина К.А. от 09 ноября 2021 года и решение судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – энергетика Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» Власова А. А., оставить без изменения, жалобу энергетика Муниципального казенного предприятия муниципального образования «Город Снежинск «Чистый город» Власова А. А. – без удовлетворения.

Судья: А.А. Жуков