ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-338/2022 от 14.04.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-338/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 14 апреля 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО1 на решение судьи Вадского районного суда Нижегородской области от 01 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 125 от 10 ноября 2021 года ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, начальник ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО1 обратился с жалобой в Вадский районный суд Нижегородской области.

Решением судьи Вадского районного суда Нижегородской области
от 01 февраля 2022 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, начальник ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО1 просит постановление административного органа и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, аргументируя доводы тем, что ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области приняты все исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений природоохранного законодательства, а именно включение в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы», предусматривающей строительство очистных сооружений, кроме того, заявитель обращает внимание на невозможность заключения договора водоотведения с гарантирующей организацией либо организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов ввиду отсутствия необходимого количества спецтехники, а также отсутствия источников финансирования, так как ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области является бюджетным учреждением.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении «Абоненты, объекты капитального строительства - которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Как следует из материалов дела, 14 октября 2021 года
в 14 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки
ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области установлено, что основным видом деятельности предприятия является: 84.23.4 деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.

При осуществлении деятельности ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области образуются следующие виды отходов:

- Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 71 101 01 52 1). 1 кл.оп. образуются при замене выработавших свой ресурс работы ртутных ламп, установленных в помещениях учреждения. Договор на передачу для дальнейшей утилизации данных отходов предприятием не заключен. Таким образом, учреждением не подтверждена безопасность для окружающей среды условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, храпения и захоронения данного вида отхода.

- Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код ФККО 9 20 110 01 53 2). 2 кл.оп. образуются в результате замены аккумуляторов при выработке ими расчетного ресурса работы при техобслуживании автотранспорта. Договор на передачу для дальнейшей утилизации данных отходов предприятием не заключен. Таким образом, предприятием не подтверждена безопасность для окружающей среды условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения данного вида отхода.

- Отходы минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) отработанные масла образуется в процессе технического обслуживания автотранспорта. На день проверки в наличии имеется 0,2 тон отходов минеральных масел моторных. Договор на передачу для дальнейшей утилизации данных отходов предприятием не заключен. Документы, подтверждающие передачу отработанных масел за 2020-2021, не представлены. Таким образом, предприятием не подтверждена безопасность для окружающей среды условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, храпения и захоронения данных видов отходов.

- Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код ФККО 9 21 130 02 50 4), 4 кл.оп. образуются при замене отработанных свой ресурс шин на автотранспорте. На день проведения проверки отработанных покрышек накоплено 1,25т. Договор с специализированной организацией на передачу для дальнейшей утилизации данных отходов предприятием не заключен. Документы, подтверждающие передачу отработанных покрышек, не представлены. Таким образом, предприятием не подтверждена безопасность для окружающей среды условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения данного вида отхода.

- Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код ФККО 9 21 302 01 52 3). 3 кл.оп. образуются в результате замены на новые в ходе техобслуживания и по выработке своего ресурса. На день проверки отработанных фильтров накоплено 0,014т. Договор с специализированной организацией на передачу для дальнейшей утилизации данных отходов предприятием не заключен. Документы, подтверждающие передачу отходов, проверке не представлены. Таким образом, учреждением не подтверждена безопасность для окружающей среды условий и способов использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения данного вида отхода.

- Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код ФККО 73210101304), 4 кл. оп. образуется при осуществлении жизнедеятельности подозреваемых, обвиняемых, осужденных работников учреждения и при уборке офисных, бытовых, служебных помещений поступающих через самотечную канализационную сеть в отстойник накопитель (выгреб). Договор с специализированной организацией на передачу для дальнейшей утилизации данного отхода предприятием не заключен. Документы, подтверждающие передачу отходов проверке не представлены. За 9 месяцев 2021 образовано 17,9 тыс.м3.

При осмотре сооружения (канализационные сети, расположенные по адресу [адрес] кадастровый номер [номер] правообладатель ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области) установлено, что при въезде на КПП территории ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России но Нижегородской области с правой стороны от дороги расположен накопитель (выгреб) для накопления отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления. Емкость вровень с поверхностью земли перекрыта бетонными плитами, объем отстойника в рамках данного осмотра установить не представилось возможным в виду подземного исполнения и отсутствия технической документации. Рядом с (выгребом) на земельном участке с географическими координатами северной широты: 55.46422 восточной долготы: 44.372269 из самотечной канализационной сети через металлическую трубу диаметром около 500мм происходит сброс отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления на рельеф местности (на почву), следы от растекания присутствуют в естественном углублении местности шириной около метра длиной около 100 метров и далее собираются в понижении рельефа местности образуя отстойник накопитель неправильной формы на площади примерно 300 м.кв. В ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской области отсутствуют очистные сооружения. Объекты канализационной сети не подключены к центральной системе водоотведения. Таким образом, учреждением не подтверждена безопасность для окружающей среды условий и способов использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения данного вида отхода. Сброс отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления производится на рельеф местности. Договор на откачку и вывоз жидких бытовых отходов у учреждения отсутствует.

Таким образом, в нарушении ч. 5 ст. 7 Федерального закона
от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», учреждением не заключен договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз отходов жидких неканализованных объектов водопотребления (код ФККО 73210101304) от объектов водоотведения ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по Нижегородской Вадский район п. Анненковский карьер с оформлением документов на передачу; в нарушении ч. 2 ст. 51 Федерального закона
от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на земельном участке с географическими координатами северной широты: 55.46422 восточной долготы: 44.372269 из самотечной канализационной сета через металлическую трубу диаметром около 500мм учреждением производится сброс отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления на рельеф местности (на почву); в нарушение
ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» учреждением не подтверждена безопасность для окружающей среды условий и способов использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения следующих отходов:

- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;

- отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления;

- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные;

- отходы минеральных масел моторных, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом;

- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные;

- отходы жидких неканализованных объектов водопотребления не заключены договоры на передачу отходов специализированным организациям с оформлением документов на передачу.

Выявленные нарушения природоохранного законодательства послужили основанием для привлечения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 125 от 14 октября 2021 года; актом плановой выездной проверки № 22
от 14 октября 2021 года, иными материалами дела, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований природоохранного законодательства или о невозможности их соблюдения, в связи с чем, оно обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Вывод административного органа и судьи первой инстанции о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и виновности ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области в его совершении является правильным и обоснованным.

Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения основан на ошибочном толковании норм материального права и правомерно признан несостоятельным по итогам рассмотрения жалобы на постановление административного органа.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судом первой инстанции обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Между тем, имеются основания для изменения принятых по делу актов в части назначенного административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. ч. 1 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. ч. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая, что ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области является бюджетным учреждением, источником его финансирования являются средства федерального бюджета, распорядителем которых данное учреждение не является, поскольку имеет статус получателя, собственных средств не имеет, кроме того, по делу отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, принимая во внимание тяжелое финансовое положение ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, и исходя из позиции ч. 3, 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить размер назначенного ему административного наказания в виде административного штрафа со 100 000 (ста тысяч) рублей до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Снижение размера административного штрафа до ниже низшего размера штрафа, установленного вмененной санкцией, соответствует характеру допущенного правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9
КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Вадского районного суда Нижегородской области
от 01 февраля 2022 года и постановление начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 125 от 10 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, изменить в части назначенного административного наказания, снизить размер административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу
начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО1 – без удовлетворения.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков