№7-6/2024
УИД 38RS0034-01-2023-005570-52
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск 16 января 2024 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном жалобу ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Дата изъята и.о. прокурора г. Иркутска Ермаченко С.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1
Материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Иркутска.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2023 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, ФИО1, просит отменить постановление судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2023 г.
ФИО1, его защитник Минин С.И., исполняющий обязанности прокурора города Иркутска Ермаченко С.В., прокурор Иркутской области Ханько А.В., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В возражениях на жалобу прокурор г. Иркутска старший советник юстиции Зубовский С.А. просит постановление Ленинского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, возражения на жалобу, заслушав помощника прокурора г. Иркутска Огородову П.О., возражавшую в удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 31 мая1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ), Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов.
Согласно статье 79.1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
В силу части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статьей 10.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ предусмотрено, что решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ № 71 от 21 февраля 2022 г., учитывая волеизъявление народа Донецкой Народной Республики, отказ Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, Донецкая Народная Республика признана в качестве суверенного и независимого государства. В связи с обращением Главы Донецкой Народной Республики (далее - ДНР) Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечить до заключения договора, названного в пункте 3 настоящего Указа, осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики функций по поддержанию мира.
Согласно Указу Президента РФ № 72 от 21 февраля 2022 г., учитывая волеизъявление народа Луганской Народной Республики (далее - ЛНР), отказ Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, Луганская Народная Республика признана в качестве суверенного и независимого государства. В связи с обращением Главы Луганской Народной Республики Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечить до заключения договора, названного в пункте 3 настоящего Указа, осуществление Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Луганской Народной Республики функций по поддержанию мира.
22 февраля 2022 г. ратифицированы договоры о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР.
Согласно Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ № 35-СФ от 22.02.2022 г. Президенту РФ дано согласие на использование Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права.
В связи с просьбами о военной помощи глав ДНР и ЛНР, в соответствии с частью 7 статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций, во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, 24 февраля2022 г. Президентом Российской Федерации принято решение о проведении Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории независимых ДНР и ЛНР в целях защиты граждан названных Республик, подвергающихся актам агрессии со стороны Республики Украина на протяжении восьми лет; демилитаризации и денацификации Республики Украина; защиты интересов Российской Федерации и ее граждан; поддержания международного мира и безопасности.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из материалов дела, ФИО1 совершил публичные действия ФИО1 направлены на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе он публично призывал к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, своими действиями подрывал доверие к проведению специальной военной операции, проводимой с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22 февраля 2022 г. № 35 - СФ «Об использовании Вооруженных сил Российской Федерации».
8 сентября 2023 г. в прокуратуру г. Иркутска из прокуратуры Иркутской области поступил материал Управления ФСБ России по Иркутской области о том, что в результате оперативно-розыскных мероприятий, проведенных по адресу: <адрес изъят>, в служебном кабинете установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющийся пользователем интернет-страницы «ФИО1» интернет-портала «Joy Reactor» (http://joyreactor.cc) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», разместил на данном ресурсе, находящемся в открытом доступе для неограниченного круга лиц, материалы:
1. Публикация с текстом «Еще день назад 28-летний иркутянин И. был обычным супервайзером и организатором свадеб, а сегодня благодаря украинской пропаганде стал «убийцей» и «насильником». На одном из якобы новостных сайтов его личные данные и фото опубликовали с примечанием: «И был в Буче». О том, что его обвиняют в расстреле мирных жителей, он узнал от корреспондента «Комсомолки». А уже через несколько минут начали поступать первые угрозы, но не только в адрес сибиряка, но и членов его семьи. «- В 2016-м г. меня призвали на срочную службу, после чего я заключил контракт и уехал в Хабаровск, - поделился с корреспондентом «КП» - Иркутск» И. - был младшим сержантом в артиллерийских войсках, но в 2019 г. уволился и вернулся в Иркутск. В военной спецоперации на Украине участия никогда не принимал.» 3.Ы. Это никак не отменяет всех тех преступлений, которые совершила и продолжает совершать российская армия в пригородах Киева и на всей остальной территории Украины. Но всё же нужно быть аккуратнее в публикации таких вот списков. Пропаганда обожает цепляться за такие вот частные случаи (как правило, либо создавая их самостоятельно, либо выдумывая), чтобы потом кричать про то, что и всё остальное - фейк. Так было со сбором подписей кандидатов в мосгордуму (когда к сборщикам подписей внедрили «крысу», которая внесла подписи нескольких умерших людей, на основании чего кандидатам отказывали в регистрации, типа что собрано не 6000, а всего 5993, после чего «говномёты» кричали про «мёртвых дуги за Соболь»). Так было с первым видео из Бучи, где на кадрах разглядели движущуюся руку (оказавшуюся грязью на стекле) и встающий труп (оказавшийся искажением зеркала).
Так происходит и сейчас. И уже, за сутки, подняли на знамя наши НТВ и РИД и белорусский tvr.by. К вечеру по всем федеральным каналам пойдёт интервью давать. Допускаю, что, как и в случае с подписями за Соболь, наши намеренно слили украинцам базу, в которой были такие вот заведомо непричастные, чтобы этих непричастных использовать как доказательство того, что и все остальные непричастны.» (Номер изъят), размещенная 22 апреля 2022 г. в 14 ч. 57 мин.
2. Публикация с текстом: «Что это было и что есть сейчас?»:
1. «Президент Путин развязал несправедливую агрессивную войну против Украины под нелепыми предлогами. Он отчаянно пытается придать этой войне статус «народной», стремясь сделать своими сообщниками всех граждан России, однако его попытки терпят крах. Добровольцев для этой войны почти нет, поэтому путинская армия опирается на заключенных и принудительно мобилизованных.
2. Реальные причины войны - политические и экономические проблемы внутри России, стремление ФИО2 удержать власть любой ценой, а также его одержимость своим историческим наследием. Он хочет войти в историю как «царь-завоеватель» и «собиратель земель».
3. Убиты десятки тысяч невиновных украинцев, боль и страдания обрушены на миллионы. Совершены военные преступления. Разрушены города и инфраструктура Украины.
4. Россия терпит военное поражение. Именно осознание этого изменило риторику властей от «Киев за три дня» до истерических угроз применить ядерное оружие в случае проигрыша. Бессмысленно загублены жизни десятков тысяч российских солдат. Окончательное военное поражение можно отсрочить ценой жизни еще сотен тысяч мобилизованных, но в целом оно неизбежно. Комбинация «агрессивная война + коррупция + бездарность генералов + слабая экономика + героизм и высокая мотивация обороняющихся» результатом выдает только поражение.
Лживые и лицемерные призывы Кремля к переговорам и прекращению огня - не что иное, как реалистичная оценка перспектив военных действий.
5. Какие границы у Украины? Такие же, как и у России, — международно признанные, определенные в 1991 г. Мы, Россия, их тоже тогда признали. Эти границы Россия должна признавать и сейчас. Тут нечего обсуждать. Почти все границы в мире случайны и вызывают чье-то недовольство. Но воевать за их изменение в XXI веке нельзя. Иначе мир погрузится в хаос.
6. Оставить Украину в покое и дать ей возможность развиваться так, как желает ее народ. Прекратить агрессию, завершить войну и вывести все российские войска с территории Украины. Продолжать войну - И как раз истерика бессилия, а прекратить ее - сильный ход.
7. Совместно с Украиной, США, Евросоюзом и Британией искать приемлемые пути компенсации ущерба, нанесенного Украине. Например (после смены власти в России и окончания войны), отменив ограничения в отношении наших нефти и газа, но с направлением части дохода от экспорта углеводородов на компенсации.
8. Расследовать военные преступления в сотрудничестве с международными институтами. Почему прекращение путинской агрессии - в интересах России?
9. Всем русским присуще имперское сознание? Это ерунда. Например, в войне против Украины участвует Беларусь.
У белорусов тоже имперское сознание? Нет, у них тоже диктатор у власти. В России, как и в любой стране с историческими предпосылками к этому, всегда будут люди с имперскими взглядами, но это далеко не большинство. Тут нет причин рыдать и причитать. Таких людей надо побеждать на выборах, как побеждают правых и левых радикалов в развитых странах.
10. Нужны ли России новые земли? Россия - огромная страна с сокращающимся населением и вымирающей провинцией. Имперскость и тяга к захвату территорий - самый вредный и губительный путь. Российская власть вновь своими руками уничтожает наше будущее ради того, чтобы страна выглядела больше на карте. Но Россия и так большая. Наша задача - сберегать народ и развивать то, чего у нас в избытке.
11. В наследство от этой войны нам достанется клубок сложных и, на первый взгляд, почти нерешаемых проблем. Важно определить для самих себя, что мы действительно хотим их решить, после чего начать делать это честно и открыто. Ключ к успеху — в понимании того, что для России и ее народа будет не просто хорошо, но еще и очень выгодно прекратить войну как можно скорее: только так можно начать движение к снятию санкций, возвращению уехавших, восстановлению доверия бизнеса, экономическому росту.
12. Еще раз подчеркну, что после войны нам предстоит компенсировать Украине ущерб, нанесенный путинской агрессией. Но восстановление нормальных экономических отношений с цивилизованным миром и возвращение экономического роста позволит это сделать, не мешая развиваться нашей стране.
Мы на дне, и, чтобы всплыть, нам нужно оттолкнуться от него. Это будет и морально верно, и рационально, и выгодно.
13. Демонтаж режима ФИО2 и его диктатуры. В идеале - через всеобщие выборы и созыв Конституционного собрания.
Установление парламентской республики, основанной на сменяемости власти через честные выборы, независимом суде, федерализме, местном самоуправлении, полной экономической свободе и социальной справедливости.
15. Осознавая свои историю и традиции, мы должны быть частью Европы и следовать европейскому пути развития. Другого у нас нет, и другого нам и не нужно.», (Номер изъят), размещенная 20 февраля 2023 г. в 20 ч. 20 мин.
3. Публикация с текстом «Обращение о расследовании преступлений российской армии. 3 апреля 2022 г. Антивоенный комитет призывает к независимому международному расследованию преступлений российской армии и признанию геноцидом бессудных казней и убийств мирных жителей на занятой российскими войсками территории Украины. Отвод российской армии от Киева открыл всему миру ужасающую картину: сотни мирных жителей, чьи тела просто брошены на улицах украинских городов; люди со связанными руками, расстрелянные в упор; убитые женщины, дети, целые семьи, которые явно не могли быть приняты за вооруженных противников. Это лицо путинской войны. Войны, которую теперь невозможно называть иначе как геноцидом украинского народа. Название небольшого города Буча в Киевской области за один день стало таким же нарицательным, как и боснийская Сребреница. Свидетельства жестоких расправ, расстрелов жителей Бучи, следы мародерства и насилия со стороны российских войск обошли все мировые СМИ. Эти свидетельства бесспорны и их невозможно игнорировать. С самого начала путинская агрессия против Украины являлась военным преступлением. Каждый день и час этой несправедливой, захватнической войны уносили жизни украинских граждан. Но открывающиеся сейчас свидетельства из Бучи, ФИО3, Мариуполя и других городов и сел неоспоримо доказывают целенаправленное уничтожение российскими войсками мирного и гражданского населения захваченных областей Украины. То, что, начиная с 24 февраля 2022 года, происходило и происходит на территории Украины, согласно определению ООН, является геноцидом украинского народа. Это преступление путинского режима не просто против Украины, а против человечности. Это преступление не имеет сроков давности и должно быть должным образом расследовано и наказано. Все, принимавшие участие в геноциде украинского народа - от рядовых до верховного главнокомандующего - должны быть выявлены и привлечены к ответственности международным судом. До момента, когда такой суд станет возможным, мы призываем все мировое сообщество и, в особенности, страны Европейского Союза использовать все возможности для прекращения войны и геноцида украинского народа. Мы понимаем, что правительства демократических стран не готовы рисковать жизнями своих солдат. Но в ситуации продолжающегося геноцида вы обязаны пожертвовать своей экономикой. Ни одна человеческая жизнь не стоит денег или экономических показателей. Мы призываем немедленно прекратить все торговые отношения с агрессором и наложить эмбарго на приобретение российских нефти и газа и принять следующие из такого решения экономические потери, вооружить Украину самым современным оружием, боеприпасами и топливом, открыть полноценный ленд-лиз. Каждый день промедления с принятием этих решений стоит сотен человеческих жизней.» (Номер изъят), размещенная 04.04.2022 г. в 10 ч. 58 мин.
Действия ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; протоколом ОРМ «Исследование предметов и документов» от 8 сентября 2023 г. об обнаружении сведений; заключениями специалиста по результатам психолого-лингвистического исследования Номер изъят от 19 января 2023 г. и Номер изъят от 9 июня 2023 г. иными материалами дела.
Оценка доказательств виновности ФИО1 в совершении правонарушения, приведенная в постановлении судьи Ленинского районного суда г. Иркутска, соответствует требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана.
Не доверять вышеуказанным доказательствам, оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, изложенные в них обстоятельства согласуются между собой и с фактическими данными, содержащимися в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, и отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 ноября 2023 г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доверять сведениям, указанным в нем, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал указанное постановление допустимым доказательством и положил в его основу обжалуемого постановления, оценив по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Довод жалобы о недопустимости принятия в качестве доказательства результатов лингвистических исследований, поскольку они приобщены к материалам дела из уголовного дела подлежит отклонению в связи со следующим.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Судьей Ленинского районного суда г. Иркутска результаты лингвистических исследований текста оценены в совокупности с другими доказательствами по делу по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу, поскольку указанные документы соответствует требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в них содержатся сведения имеющие значение для производства по делу об административном правонарушении.
Наличие уголовного дела, возбужденного в отношении ФИО1 по части 2 статьи 205.2 УК РФ, не исключает административной ответственности ФИО1, поскольку публичные действия направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, образует самостоятельные действия, ответственность за которые наступает по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для прекращения производства по настоящему делу по пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 17 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 не имеется.
Вопреки указаниям в жалобе, административное наказание судьей районного суда назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.2, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела, степени общественной опасности, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.И. Слепнёв