Дело № 7-345(2)/2022
Судья Толмачева М.С.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 05 сентября 2022 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05 августа 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 от 22 июня 2022 года Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее также Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На указанное постановление защитником Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО2 была подана жалоба в суд.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05 августа 2022 года названное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, заявитель просит названное решение судьи районного суда от 05 августа 2022 года отменить, ссылаясь на его незаконность.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством такие обстоятельства, как личность и имущественное положение должника, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, нельзя считать обстоятельствами, которые характеризуют малозначительность правонарушения и их следует учитывать при назначении административного наказания.
Ссылается на то, что судом не был исследован тот факт, что на момент рассмотрения протокола об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю были предоставлены документы о том, что с взыскателем ФИО3 была произведена телефонная беседа, в ходе которой она выразила желание получить жилое помещение в г. Тамбове, так как она там проживает, вместе с тем документов о том, что ей предлагали жилое помещение, представлено не было. При этом справка о телефонном звонке не может являться официальным документом, влекущим соответствующие юридические последствия, поскольку свидетельствует только о проведенной беседе, носящей формальный характер.
Также взыскателю было направлено уведомление о явке для заключения договора найма, однако в нем не было указано, где именно будет предложено жилое помещение и является ли оно, как того требует исполнительный документ, благоустроенным.
Судом не было проверено наличие у должника свободного жилого помещения, а при его отсутствии - наличие заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда, а также не была выяснена позиция взыскателя по исполнительному производству.
Полагает, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от административной ответственности, а наличие переписки в виде информирования о приобретении жилых помещений не может расцениваться как принятие должником достаточных мер к исполнению решения суда, в связи с чем вина Управления полностью доказана.
Автор жалобы ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явилась, ходатайство об отложении слушания дела ею не заявлено, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО4, считавшего обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило то обстоятельство, что оно не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок 16 мая 2022 года после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Отменяя постановление от 22 июня 2022 года о привлечении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и прекращая производство по делу, судья районного суда пришла к выводу об отсутствии состава административного правонарушения.
Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным, исходя из следующего.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскания исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Тамбова, вступившим в законную силу 28 июля 2021 года, на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании исполнительного листа, выданного 21 февраля 2022 года, судебным приставом-исполнителем 09 марта 2022 года в отношении Управления возбуждено исполнительное производство № ***-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В рамках указанного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 марта 2022 года с Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен.
Требованием судебного пристава-исполнителя от 20 апреля 2022 года должнику установлен новый срок для исполнения вышеуказанного решения суда – 16 мая 2022 года и установлена явка к судебному приставу-исполнителю 17 мая 2022 года для проверки исполнения решения суда.
17 мая 2022 года в ходе совершения исполнительских действий судебным приставом-исполнителем было установлено, что требования исполнительного документа не исполнены без уважительных причин, доказательств принятия необходимых мер, направленных на исполнение решения суда при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, не представлено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы заявителя установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации Тамбовской области № 23 от 14 марта 2017 года утверждено Положение об Управлении градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
В силу п. 3.1.28 названного Положения на Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области возложена функция по осуществлению в установленном порядке полномочий государственного заказчика в части приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот.
На основании распоряжения главы администрации Тамбовской области от 27 декабря 2017 года № 199 полномочия по закупке жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа переданы Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Самостоятельными полномочиями по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не наделено.
В связи с отсутствием собственного жилья для распределения лицам названной категории Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области были совершены следующие действия в целях исполнения требований исполнительного документа по обеспечению ФИО3 жилым помещением.
30 августа 2021 года в адрес Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поступила заявление ФИО3 с просьбой предоставить жилое помещение на территории г. Тамбова.
21 марта 2022 года Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в адрес Управления градостроительства и архитектуры области было направлено письмо о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района Тамбовской области для предоставления ФИО3
15 марта 2022 года из Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области поступила информация о том, что из 20 размещенных в 2021 году извещений на приобретение квартир в г. Моршанске и г. Уварово состоялось торгов: в г. Моршанске - 3, в г.Уварово - 4. На момент получения указанной информации по состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и в <...> квартира в г.Уварово принята и находится на стадии подготовки документов для регистрации, 3 квартиры в г. Уварово и 3 квартиры в г. Моршанске приняты и переданы в комитет по управлению имуществом области. Кроме того, Управлением градостроительства опубликован 1 аукцион на приобретение 17 жилых помещений в г. Котовске и 3 аукциона (20+20+19) на приобретение 59 квартир в г. Мичуринске путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
21 марта 2022 года должностными лицами Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в адрес ФИО3 было направлено письмо о проделанной работе по обеспечению её жилым помещением с указанием невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия жилых помещений в г. Тамбове.
08 апреля 2022 года Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области была проведена телефонная беседа с ФИО3, в ходе которой ей было предложено рассмотреть вариант предоставления жилого помещения на территории г. Котовска, на что ФИО3 ответила отказом, указав, что желает получить жилое помещение только в г. Тамбов.
18 апреля 2022 года Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в адрес Управления градостроительства и архитектуры области было направлено письмо о приобретении квартиры для распределения ФИО3 с целью исполнения решения суда.
29 апреля 2022 года от Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области в адрес Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поступила информация о том, что из 20 размещенных извещений на приобретение квартир в г. Моршанске и г. Уварово под лимиты 2022 года с использованием субсидий, состоялось торгов: в г. Моршанске - 3, в г. Уварово - 4. По состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и <...> квартиры в г. Уварово и 3 квартиры в г. Моршанске переданы в комитет по управлению имуществом области.
Управлением градостроительства заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в г. Котовске (зарегистрированы в Росреестре и переданы в комитет по управлению имуществом области), 4 контракта (15+15+15+14) на приобретение 59 квартир в г. Мичуринске путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов, опубликовано 43 аукциона на приобретении квартир в г. Кирсанове, Тамбовском районе, г. Рассказово, г. Моршанске и г. Уварово, из них состоялось: в г. Кирсанове - 2, Тамбовском районе - 7, г. Рассказово - 3, г. Уварово - 6, в г. Моршанске торги не состоялись.
18 апреля 2022 года в адрес ФИО3 было вновь направлено письмо о проделанной Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области работе по обеспечению её жилым помещением с обоснованием невозможности исполнить решение суда, а также рассмотрении вопроса о получении дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищного сертификата).
17 июня 2022 года должностными лицами Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области была проведена телефонная беседа с ФИО3, в ходе которой ей было предложено рассмотреть вариант предоставления жилого помещения на территории Тамбовского района (с. Авдеевка, с. Столовое, с. Б.Двойня), на что ФИО3 ответила отказом, указав, что желает получить жилое помещение в Тамбове.
При наличии указанных обстоятельств, судьей районного суда уста-новлено, что Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в рамках исполнительного производства принимались своевременные, необходимые и исчерпывающие меры в пределах предоставленной законодательством компетенции к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии в действиях Управления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Поводов не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных по настоящему делу обстоятельств, норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела судья районного суда обосновано пришла к выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Управления, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.
Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 05 августа 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов