ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-345/2018 от 16.04.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-345/2018

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 16 апреля 2018 года

Судья Ленинградского областного суда Рябинин К.В.,

при секретаре Степановой Д.А.,

рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Промкомплектсервис» Антонова В.И. на постановление государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу главного специалиста – эксперта отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием от 28 апреля 2017 года и решение судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 16 января 2018 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 2 статьи 8.6, статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу главного специалиста - эксперта отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием ФИО1 №16-021/2017 от 28 апреля 2017 года общества с ограниченной ответственностью «Промкомплектсервис» (далее – ООО «Промкомплектсервис», Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 850000 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 16 января 2018 года вышеуказанной постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ООО «Промкомплектсервис» Антонов В.И. обратился с жалобой, в которой поставлен вопрос об их отмене. В жалобе заявитель выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, указывает на то, что объяснения и протоколы, которые легли в основу административного преследования Общества и решения суда были получены с нарушением закона.

В судебном заседании защитники Общества доводы жалобы поддержали.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федерального закона N 7-ФЗ) земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ строительство и реконструкция зданий строении, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам соблюдением технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей ст. 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что при проведении 10 марта 2017 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу планового (рейдового) осмотра участка по адресу: <адрес>», кадастровый , квартал 39 и 40 Борковского участкового лесничества Морозовского лесничества - филиала ФГКУ «УЛХиП» МО РФ, географические координаты N 59.948394 Е 29.2623, зафиксирована деятельность ООО «Промкомплектсервис» по вывозу и транспортированию песчаного грунта. По данному факту в отношении ООО «Промкомплектсервис» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования, в ходе которого 10 марта 2017 года осмотрен вышеуказанный участок и произведен отбор проб почвы с вышеуказанного земельного участка: непосредственно у емкости с горюче-смазочными материалами (нефтепродуктами) - проба № 1, а также отобрана фоновая проба почвы - проба № 4. Согласно экспертному заключению № 006/Э-17 от 5 апреля 2017 года в отобранной пробе № 1 определено наличие превышения концентрации (уровней) вредных продуктов хозяйственной и иной деятельности, а именно нефтепродуктов, в сравнении с отобранной фоновой пробой № 4, установлен размер ущерба, действия общества квалифицированы по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Кроме того, из копии журнала учета разгрузки транспортных средств за 10 марта 2017 года и товарно-транспортной накладной от 10 марта 2017 года, представленных ООО «Дорожная Строительная Компания», следует, что тягач с самосвальным прицепом государственными регистрационными знаками осуществили выгрузку песка объемом 31 метр кубический на объекте, строительства <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор проб песчаного грунта из кузовов грузового самосвала с государственным регистрационным знаком <***> (проба № 2) и тягача с самосвальным прицепом с государственными регистрационными знаками (проба № 3), который был добыт и отгружен на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровый , квартал 39 и 40 Борковского участкового лесничества Морозовского лесничества - филиала ФГКУ «УЛХиП» МО РФ, географические координаты N 59.948394 Е 29.2623. Согласно Протоколам испытаний №1 и № 2 от 10 апреля 2017 года пробы № 2 и № 3 относятся к группе «очень мелкий песок» и соответствуют требованиям ГОСТа 8736- 2014 «Песок для строительных работ». В связи с изложенным, действия ООО «Промомплектсервис», осуществившего добычу и отгрузку общераспространенных полезных ископаемых - песка и его дальнейшее использование за границей земельного участка с кадастровым , в том числе для нужд, связанных с предпринимательской деятельностью, квалифицированы по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Помимо этого, из предоставленной ООО «Промкомплектсервис» проектной документации на строительство пожарного водоема в квартале 40 Борковского участкового лесничества Морозовского лесничества - филиала ФГКУ «УЛХиП» МО РФ в Ломоносовском районе Ленинградской области следует, что грунт, вынимаемый при строительстве противопожарного водоема, необходимо использовать для ремонта дорог противопожарного назначения. Однако, согласно письму ООО «Промкомплектсервис» исх. № 14/03 от 14 марта 2017 года грунты, полученные в результате производства работ по строительству пожарного водоема, используются для строительства противопожарного разрыва (вала) на территории 16, 17, 27 и 28 кварталов Илликовского участкового лесничества Морозовского лесничества - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России. Поскольку ООО «Промкомплектсервис», не являясь собственником, арендатором, землепользователем земельного (лесного) участка, осуществляет строительство пожарного водоема в квартале 40 Борковского участкового лесничества Морозовского лесничества - филиала ФГКУ «УЛХиП» МО РФ в Ломоносовском районе Ленинградской области с отступлением от утвержденной проектной документации (проекта), действия общества квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судья установил, что при осуществлении своей деятельности ООО «Промкомплектсервис» использовало недра без лицензии не для собственных нужд, допустило порчу земель, а также несоблюдение экологических требований.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку судов на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины ООО «Промкомплектсервис» в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации.

Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, так как не опровергают вывод о наличии в действиях ООО «Промкомплектсервис» состава административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.7.3, ст.8.1, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

По существу, доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок, срок давности и привлечения общества к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу главного специалиста – эксперта отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием от 28 апреля 2017 года и решение судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 16 января 2018 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренном частью 1 статьи 7.3, частью 2 статьи 8.6, статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменений, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Промкомплектсервис» Антонова В.И. - без удовлетворения.

Судья

Судья: Летников П.Ю.