ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-347/18 от 17.09.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Ёлкина В.А. Дело № 7-347/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 17 сентября 2018 года жалобу заведующей муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения центра развития ребенка «Увинский детский сад № 11» на решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 8 августа 2018 года, которым оставлено без изменения постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в поселке Ува от 13 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения центра развития ребенка «Увинский детский сад № 11»,

установила:

постановлением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в поселке Ува от 13 июня 2018 года муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение центра развития ребенка «Увинский детский сад № 11» (далее – МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11», дошкольное учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00 рублей.

Заведующая дошкольным учреждением, не согласившись с постановлением, обратилась с жалобой в Увинский районный суд Удмуртской Республики. Решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, адресованной в Верховный суд Удмуртской Республики, заведующая МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» просит решение судьи районного суда отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения. При этом указывает, что нарушения требований Федерального закона от 30 сентября 1999 года № 52-ФЗ, СанПиН 2.4.1.3049-19 и СП 1.1.1058-01 вызвано недостаточным финансированием. На неоднократные обращения в Управление образования, администрацию Увинского района, Государственную думу РФ, к депутатам, с просьбами о выделении денежных средств дошкольному учреждению было отказано.

МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы. От заведующей дошкольного учреждения в Верховный Суд Удмуртской Республики поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11». В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие юридического лица.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Ожегову М.А. (доверенность от 21 марта 2018 года сроком по 31 декабря 2018 года), полагавшую доводы жалобы необоснованной, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшихся по делу административных актов.

Исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, составляет нарушение требований соответствующих санитарных правил.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона ФЗ № 52 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций установлены СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26.

Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Как следует из материалов дела, 21 мая 2018 года с 9.00 часов до 13.00 часов, 23 мая 2018 года с 11.00 часов до 13.00 часов, 1 июня 2018 года с 14.00 часов до 15.30 часов, 4 июня 2018 года с 9.00 часов до 10.00 часов, 7 июня 2018 года с 9.00 часов до 10.00 часов специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в поселке Ува проведена плановая выездная проверка МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11», в ходе которой установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, а именно:

- в нарушение статьи 32 Федерального закона ФЗ № 52, пункта 2.4, пункта 2.5. СП 1.1.1058-01 в программе производственного контроля не предусмотрено проведение лабораторных исследований почвы (но данный анализ проведен в 2017 году). Кроме того, пунктом 12 программы предусмотрено проведение медицинских осмотров (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, затем ежегодно. В соответствии с программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических мероприятий, утвержденной заведующим МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11», в 2017 году не проводились лабораторноинструментальные исследования воды питьевой по микробиологическим показателям (данные исследования проведены только один раз в год), замеры микроклимата, уровней шума и вибрации, анализа готовой продукции на калорийность, дератизация (проведена только один раз в год весной);

- в нарушение пункта 15.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 в период с января по май 2018 год не выполнялись нормы питания детей по ряду продуктов (по данным ведомости контроля за рационом питания): в группе ясли по мясу на 14,9%, по рыбе на 35,6%, по молоку на 16,3%, по сметане на 20,4%, по овощам на 40,1% и т.д. Перевыполнены нормы по крупам на 26%, макаронным изделиям на 21%, сахару на 17%, соли на 33%., в группе сад по курам на 22,9%, по рыбе на 34,2%, молоку на 19,4%, сметане на 27,3%), творогу на 20,2%, сыру на 16,5%, овощам на 40,1%) и т.д. перевыполнены нормы по сахару на 12%, соли на 7%. Таким образом, питание детей несбалансированное, что неблагоприятно сказывается на обменных процессах, отрицательно влияя на рост детей;

- в нарушение пункта 4.15, 4.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 в учреждении ветхие оконные блоки, форточки и фрамуги функционируют частично, нарушена цельность стеклополотна, что затрудняет соблюдение режима проветривания помещений и чистку оконных стёкол по мере их загрязнения. Данное нарушение влечёт за собой несоответствие параметров микроклимата гигиеническим нормативам (завышение температуры, занижение параметров относительной влажности). Отсутствие условий для проветривания влечёт за собой ухудшение органического и ионного состава воздуха, что может привести к быстрому нарастанию утомления детей, скоплению микроорганизмов в воздухе и угрозе возникновения и распространения воздушно-капельных инфекционных заболеваний среди детей, таких как грипп, ветряная оспа, корь, коклюш;

- в нарушение пункта 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 отделка пола не соответствует гигиеническим требованиям, нарушена целостность полового покрытия линолеума (группы Звуковичок, Звездочки, Фиксики, Колокольчик, Пчелки, Радуга, Солнечные лучики). Данное нарушение затрудняет проведение обработки влажным способом, с использованием моющих и дезинфекционных растворов, создает условия для сохранения патогенной и условно- патогенной микрофлоры, создает угрозу возникновения травм у сотрудников и воспитанников;

- в нарушение пунктов 1.9, 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13 не соблюдаются требования к количеству детей в групповой ячейке с учетом нормы площади на одного ребенка. Так, например, в группе Гномики, площадь игровой комнаты составляет 50,0 кв.м., с учетом требований необходимо 57,5 кв.м.; в группе Капельки, площадь игровой комнаты составляет 47,9 кв.м., с учетом требований необходимо 57,5 кв.м.; в группе Колокольчики, площадь игровой комнаты составляет 47,6 кв.м., с учетом требований необходимо 50 кв.м.; в подготовительных группах компенсирующей направленности Звуковичок и Ромашка 13 и 12 детей соответственно;

- в нарушение пунктов 5.1, 5.5. СанПиН 2.4.1.3049-13 отделка потолков, стен в группах не соответствует гигиеническим требованиям: в группе Фиксики в спальне трещина в стене, в буфете трещина на потолке. В группе Пчелки на потолке в буфете нарушена целостность отделки.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 7 июня 2018 года и послужили основанием для составления 7 июня 2018 года в отношении МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» протокола об административном правонарушении и привлечения дошкольного учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.

При составлении протокола присутствовал законный представитель юридического лица – заведующая Квитковских В.В., которая согласилась с выявленными нарушениями.

Указанные обстоятельства и вина МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» в совершении административного правонарушения подтверждаются: актом проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в поселке Ува от 7 июня 2018 года; протоколом об административном правонарушении от 7 июня 2018 года; фототаблицами и подтверждаются заведующей детским садом.

В рассматриваемом случае установлено, что дошкольным учреждением не были совершены все зависящего от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства РФ, содержащее состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, что фактически заведующей детским садом и не оспаривается.

Имеющиеся в деле доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей районного суда допустимыми и достоверными, а в своей совокупности – достаточными для вывода о виновности МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» в правонарушении.

Судьей районного суда правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы все представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Основанием для освобождения МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» приняло все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего санитарного законодательства.

Отсутствие достаточного бюджетного финансирования само по себе не является основанием для освобождения от административной ответственности, учитывая, что невыполнение санитарных норм и правил может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья детей.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях состава административного правонарушения являются необоснованными и опровергаются исследованными в ходе рассмотрения материалами дела.

Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ,

решила:

решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 8 августа 2018 года, которым оставлено без изменения постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в поселке Ува от 13 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, в отношении МДОУ ЦРР «Увинский детский сад № 11» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова