Дело № 7-349/2022 Судья: Журавлева Е.М.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 27 апреля 2022 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Овчинниковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу должностного лица – начальника отдела защиты окружающей среды Публичного акционерного общества «Комбинат Магнезит» - ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Роспироднадзора ФИО2 № от 10 ноября 2021 года и решение судьи Саткинский городской суд Челябинской области от 02 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела защиты окружающей среды Публичного акционерного общества «Комбинат Магнезит» - ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Роспироднадзора ФИО2 № от 10 ноября 2021 года должностное лицо – начальник отдела защиты окружающей среды ПАО «Комбинат Магнезит» - ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, должностное лицо – начальник отдела защиты окружающей среды ПАО «Комбинат Магнезит» - ФИО1 просит постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что в фоновой скважине, расположенной выше полигона, определяется количество веществ при естественных природных условиях. В контрольной скважине, расположенной ниже полигона, определяется количество веществ с учетом влияния полигона. Количество этих веществ выше, чем в скважине, при этом, само по себе такое увеличение не свидетельствует о негативном воздействии. Негативное воздействие фиксируется тогда, когда превышены нормативы качества окружающей среды, или нормативы предельно допустимой концентрации. Таких факторов надзорный орган не установил, в акте отсутствуют данные об установленных нормативах. В связи с чем считает, что основания привлечения к административной ответственности отсутствуют. Превышение фоновых показателей является допустимым влиянием, а предельным или опасным является превышение ПДК. Превышение показателей ПДК административным органом не установлено и не доказано. Постановление Правительства №467 от 26 мая 2016 года не устанавливает требований к качеству подземных вод, а определяет порядок и процедуру исключения объекта размещения отходов по заявлению собственника объекта в целях освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
ФИО1, его защитник Сливницына О.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили отменить решение городского суда.
Представитель Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производств и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов зацэязияющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (часть 2 статьи 39 Закола № 7-ФЗ).
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом, в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» размещение отходов производства и потребления относится к области применения наилучших доступных технологий.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производств; и потребления» установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах из воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владений или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, является допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Компонентами окружающей среды являются земля, недра, почвы, поверхностные, подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охранн окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Как следует из материалов дела, ПАО «Комбинат «Магнезит» эксплуатирует объект размещения отходов производств и потребления – полигон твердых бытовых и промышленных отходов (ТБ и ПО) (далее Полигон).
Объект внесен в государственный реестр объектов размещения отходов под номером № (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 октября 2014 года №).
ПАО «Комбинат «Магнезит» имеет лицензию № от 04 августа 2016 года, виды работ выполняемые в рамках действующей лицензии – сбор, транспортирование, размещение (cбор, транспортирование, утилизация, обработка, размещение) отходов III-IV классов опасности.
Мониторинг ПАО «Комбинат Магнезит» проводится ежеквартально по следующим направлениям: контроль качества подземных вод; контроль качества поверхностных вод; контроль содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; контроль состояния почвы в районе объекта размещения отходов.
Мониторинг объектов охраны окружающей среды проводится филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области (атмосферный воздух, почва), ООО «Уральская комплексная лаборатория промышленного и гражданского строительства» (грунтовые воды в контрольны: скважинах, поверхностные воды), Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в городе Катав-Ивановск».
По результатам данных отчета о мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и пределах его воздействия на окружающую среду, проведенного ПАО «Комбинат Магнезит» установлено, что ПАО «Комбинат Магнезит» в 2020 году допущено превышение содержания контролируемых загрязняющих веществ: в подземной воде в контрольных скважинах по отношению к фоновой скважине: ш магнито, общему железу, хрому, цинку, марганцу, гидрокарбонатам, хлоридам, нитритам аммонию, pH. Например, в контрольной скважине № 1 установлено превытпение по содержания магния по отношению к фоновой скважине в 4 квартале в 3,3 раза (227,22мг/дмЗ/б8,17мг/дм3); в контрольной скважине № 2 превышение магния в 4 квартале в 3,5 раза (238,58мг/дм3/б8,17мг/дм3); в контрольной скважине № 3 превышение магния в 4 квартале в 4,3 раза (296,34мг/дм3/68,17мг/дм3).
То есть, в нарушение вышеназванных требований, ПАО «Комбинат «Магнезит» допущено негативное воздействие объекта размещения отходов на компоненты природной среды, допущено превышение контрольных значений химических показателей состояния подземных водных объектов на территории, прилегающей к объекту размещения отходов производства и потребления на полигоне твердых бытовых и промышленных отходов (ТБ и ПО).
Основанием для привлечения должностного лица – начальника отдела защиты окружающей среды ПАО «Комбинат Магнезит» - ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, послужили выводы должностного лица о несоблюдении ПАО «Комбинат Магнезит» требований в области охраны окружающей среды, предусмотренные, пунктом 2 статьи 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ и части 1 статьи 34, части 1,2 статьи 39, части 1 статьи 51 ФЗ №7-ФЗ «Об окружающей среде» от 10 января 2002 года; пункт Б части 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ №467 от 26 мая 2016 года, то есть допущено негативное воздействие объекта размещения отходов на компоненты природной среды, допущено превышение контрольных значений химических показателей состояния подземных водных объектов на территории, прилегающей к объекту размещения отходов производства и потребления на полигоне твердых бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 1.10 должностной инструкции начальника отдела защиты окружающей среды установлено, что основными задачами начальника отдела защиты окружающей среды является, в том числе контроль за выполнением законов об охране окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, закона об образовании и размещении отходов производства и потребления, водного законодательства.
Согласно положению пунктов 2.1.5, 2.1.8 должностной инструкции начальника отдела защиты окружающей среды именно начальник отдела защиты окружающей среды контролирует правильность эксплуатации очистных и защитных сооружений, организует ведение учета показателей, характеризующих состояние окружающей среды, данных экологического мониторинга.
Начальник отдела защиты окружающей среды несет ответственность за совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушений в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ (пункт 5.18 должностной инструкции).
Факт совершения должностным лицом – начальником отдела защиты окружающей среды ПАО «Комбинат Магнезит» - ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения нормативных требований, наличии каких-либо объективных, непредотвратимых при должной степени заботливости и осмотрительности препятствий для исполнения обязанности по надлежащему соблюдению нормативных установлений в сфере природоохранного законодательства, в материалы дела не представлено.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к обоснованным выводам о виновности ФИО1, поскольку он имел реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, должностное лицо – начальник отдела защиты окружающей среды ПАО «Комбинат Магнезит» - ФИО1 совершил действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы аналогичны тем, что являлись предметом рассмотрения городским судом, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены районным судом при рассмотрении жалобы, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При пересмотре дела судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана полная и объективная оценка обстоятельствам дела и доводам жалобы.
Размер назначенного заявителю штрафа соответствует минимальной санкции части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Наказание должностному лицу – начальнику отдела защиты окружающей среды ПАО «Комбинат Магнезит» - ФИО1 назначено справедливое, в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда,
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Роспироднадзора ФИО2 № от 10 ноября 2021 года и решение судьи Саткинский городской суд Челябинской области от 02 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела защиты окружающей среды Публичного акционерного общества «Комбинат Магнезит» - ФИО1, оставить без изменения, жалобу должностного лица – начальника отдела защиты окружающей среды Публичного акционерного общества «Комбинат Магнезит» - ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: А.А. Жуков