ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-351/2021 от 02.06.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Жукова В.В. 7-351/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бондаревой Г.Л. на решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 27.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного гидрогеолога АО «Кавминкурортресурсы» Бондаревой Г.Л.,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северокавказского межрегионального управления Росприроднадзора (далее инспектор Управления Росприроднадзора) Томиной Г.А. от 09.06.2020 должностное лицо - главный гидрогеолог АО «Кавминкурортресурсы» Бондарева Г.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от 09.06.2020).

Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 27.10.2020 указанное постановление от 09.06.2020 оставлено без изменения, жалоба Бондаревой Г.Л. – без удовлетворения (далее – решение судьи от 27.10.2020).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, Бондарева Г.Л. считает постановление от 09.06.2020, представление № 20-0/Ф-454 от 09.06.2020 и решение судьи от 27.10.2020 незаконными и необоснованными.

В частности, полагает, что положения Порядка ведения собственниками водных объектов водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 № 205 (далее – Порядок № 205), инспектором Росприроднадзора и судьей городского суда распространены на лицензионную деятельность АО «Кавминкурортресурсы» (далее – общество) необоснованно, поскольку общество является недропользователем, а не водопользователем; условия, предусмотренные выданными обществу лицензиями на пользование недрами, не возлагают на общество предусмотренной Порядком № 205 обязанности составления схем водопотребления и ведения отчетности; указанная в п. 7.1.1 Условий пользования недрами отчетность не тождественна отчетности, предусмотренной Порядком № 205; общество ведет учет добываемых минеральных вод по специальной статистической отчетности недропользователей формы 3-ЛС. Привлечение должностного лица общества по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за несоблюдение Порядка № 205 незаконно и необоснованно. Условиями пользования недрами в отношении объектов, на которые обществу выданы лицензии, не предусмотрена обязанность соблюдения Порядка № 205. Нарушение положений Порядка № 205 образует состав другого административного правонарушения. Обществу предоставлено право пользования участком недр, а не водным объектом.

Также считает неверным вывод инспектора Росприроднадзора и судьи городского суда о том, что, в нарушение п. 3.5 Условий пользования недрами к лицензии № СТВ 01241 МЭ (Центральный и Средне-Ессентукский участки Ессентукского месторождения минеральных вод) фактические объемы потерь минеральной воды в 2019 превысили нормативы потерь добываемых минеральных вод, установленные технологическими схемами и планами развития горных работ. В действительности, общество не нарушило данный пункт Условий пользования недрами, поскольку фактически технологически обусловленные (нормативные) потери общества в 2019 составили 1053,6 м?/год и не превысили нормативы потерь добываемых минеральных вод, рассчитанные для общества в проектной документации - Технологических схемах разработки Центрального и Средне-Ессентукского участков Ессентукского месторождения минеральных вод и утвержденные протоколами в размере 7186,85 м?/год (19,69 м?/сут.) в порядке, предусмотренном «Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (ред. от 03.02.2012) (далее - Правила № 921).

По мнению заявителя жалобы, судья городского суда, не исследовав изложенные в жалобе на постановление должностного лица обстоятельства и доводы, безоговорочно приняв доводы административного органа, использовав дословно его выводы и формулировки, вынес незаконное и необоснованное решение, подлежащее отмене.

Просит отменить вышеназванные состоявшиеся по делу акты, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав Бондареву Г.Л., поддержавшую и просившую жалобу удовлетворить, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.

Объективная сторона указанного нарушения может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия (при невыполнении определенных лицензионными условиями обязанностей, требующих со стороны недропользователя активного поведения).

Субъектами ответственности за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), являются пользователи недр.

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» ( далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ч. 1).

Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ч. 3).

В соответствии с п. п. 2 и 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В силу ст. 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Из материалов дела усматривается следующее.

АО «Кавминкурортресурсы» выданы лицензии на право пользования недрами серии СТВ № 01241 МЭ, серии СТВ № 01242 МЭ, серии СТВ № 01243 МЭ, серии СТВ № 01246 МЭ, серии СТВ № 01249 МЭ (далее – лицензии на пользование недрами) с целевым назначением и видами работ – «для добычи минеральных вод».

По результатам проверки, проводимой Прокуратурой Ставропольского края с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по вопросам исполнения законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами добычи, производства, транспортировки и реализации питьевой воды, включая природную минеральную воду, непосредственно обнаружен факт нарушения АО «Кавминкурортресурсы» требований в области охраны собственности при пользовании недрами, выразившийся в осуществлении разработки месторождений минеральной воды с нарушением условий лицензионных соглашений к лицензиям на пользование недрами, а именно:

обществом не выполнены требования п. п. 4, 14 Порядка № 205 по ведению учета добываемой минеральной воды (у общества отсутствуют схемы систем водопотребления и водоотведения на лицензионных участках, согласованные должным образом;

общество не представляло в Кубанское бассейновое водное управление сведения за II – IV кварталы 2019 в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

в нарушение п. 3.5 Приложения № 1 к лицензии серии СТВ № 1241 МЭ, потери добываемой обществом на Ессентукском месторождении подземных минеральных ископаемых вод подземной минеральной воды за 2019 превышают объемы, согласованные годовыми планами развития горных работ и технологическими схемами (в соответствии с Технологической схемой разработки Центрального участка Ессентукского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае потери минеральной воды при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки Центрального участка Ессентукского месторождения, составляют 4,82 м?/сут).

По результатам проверки в отношении общества должностным лицом Управления Росприроднадзора составлен протокол от 12.05.2020 № 20-0/Ф/43/1 и вынесено постановление от 26.05.2020 № 20-0/Ф/43/4 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде 300000 рублей штрафа и выдано обществу представление от 28.05.2020 № 20-0/Ф/43/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым обществу необходимо обеспечить своевременную подготовку и представление отчетности по установленным формам в соответствии с действующим законодательством, а также представить в управление информацию о планируемых мероприятиях по устранению выявленных нарушений.

Также по результатам проверки инспектором Управления Росприроднадзора Томиной Г.А. в отношении должностного лица - главного гидрогеолога АО «Кавминкурортресурсы» Бондаревой Г.Л. составлен протокол от 26.05.2020 № 20-0/Ф/45/1 (т. 1 л.д. 29-37) и вынесено постановление от 09.06.2020 № 20-0/Ф/45/3 о привлечении должностного лица общества Бондаревой Г.Л. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде 20000 рублей штрафа (т. 1 л.д. 45-53) и выдано ей представление от 09.06.2020 № 20-0/Ф-45/4 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым должностному лицу общества необходимо усилить контроль за сроками представления и достоверностью отчетности, предусмотренной действующим законодательством, за выполнением обществом условий лицензионных соглашений, а также представить в Управление Росприроднадзора информацию о принятых мерах (т. 1 л.д. 54-55).

Привлечение Бондаревой Г.Л. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ по отраженному в обжалуемом постановлении от 09.06.2020 эпизоду невыполнения обществом требований по ведению учета добываемой минеральной воды, в нарушение пунктов 4, 14 Порядка № 205 (действовавших в период проведения проверки и выявления административного правонарушения, до 31.12.2020) - незаконно и необоснованно, ввиду нижеследующего.

Так, пунктом 2 Порядка № 205 предусматривалось, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

В соответствии с п. 4 Порядка № 205 для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям (далее – Схема), которая подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок, а в случае использования подземных водных объектов - также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.

Пунктом 14 Порядка № 205 предусматривалось, что сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Исходя из п. 5 Порядка № 205, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к настоящему Порядку.

Схема выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и должна содержать:

а) ситуационный план местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для забора (изъятия) водных ресурсов, сброса сточных вод и (или) дренажных вод с указанием: наименования водного объекта - водоисточника и водоприемника; 9 мест размещения забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;

б) план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием: мест установки средств измерений для учета количества забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией; мест размещения очистных сооружений.

Пояснительная записка к Схеме должна содержать: водохозяйственный баланс намечаемого водопользования, составленный на основе отраслевых индивидуальных норм водопотребления и водоотведения; иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод.

Схема, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, составляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства того, что АО «Кавминкурортресурсы» в 2019 осуществляло забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и сброс сточных вод и (или) дренажных вод, оборотное водоснабжение, повторное использование вод, а также передачу (прием) воды потребителям.

На основании лицензии сроком действия до 01.01.2035 общество осуществляет пользование недрами для добычи подземных минеральных вод на Центральном и Средне-Ессентукском участках Ессентукского месторождения подземных минеральных вод, расположенных на территории г. Ессентуки и Предгорного района Ставропольского края.

Пунктами 2.1, 2.2 Условий пользования недрами предусмотрено, что схема расположения водозаборных лицензионных участков недр (участков водозаборов) и сведения о водозаборных лицензионных участках недр, утвержденных запасах подземных минеральных вод приведены в приложениях к лицензии. Водозаборным лицензионным участкам придается статус горных отводов.

Участок недр - это горный отвод, представляющий собой геометризованный блок недр (ст. 7 Закона о недрах), тогда как водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации).

Поскольку Условия пользования недрами регламентируют обязанности общества не в отношении водных объектов (данное понятия в лицензии не используется), а в отношении участков недр, общество является недропользователем, а не водопользователем.

Добыча минеральной воды осуществляется на основании и в соответствии с технологической схемой, содержащей описание технологии порядка добычи полезного ископаемого - минеральной воды, учета объемов добычи, образования технологических потерь, порядка их утилизации и т.п.

Общество ведет учет добываемых минеральных вод по специальной статистической отчетности недропользователей формы 3-ЛС на основании Приказа Росстата от 06.06.2013 N 203 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод".

Таким образом, прихожу к выводу, что в указанных обстоятельствах, на правоотношения по недропользованию действие Порядка № 205 не распространяется, схема систем водопотребления и водоотведения не требуется, соответственно, отсутствует событие правонарушения по эпизоду невыполнения обществом требований по ведению учета добываемой минеральной воды, в совершении которого должностное лицо общества признано виновным.

Кроме того, приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (ред. от 19.03.2013) «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса 10 сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496. Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 утвержден новый порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, который вступил в силу с 01.01.2021. Согласно новому порядку составление схемы системы водопотребления и водоотведения не требуется.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящей жалобы элемент противоправности по указанному эпизоду отсутствует, в связи с чем привлечение должностного лица общества к ответственности за отсутствие схем водопотребления и непредставление отчетности по водопотреблению, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КРФ об АП (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами), незаконно, состав административного правонарушения отсутствует.

Привлечение Бондаревой Г.Л. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ по отраженному в обжалуемом постановлении от 09.06.2020 эпизоду невыполнения обществом условия лицензионного соглашения - незаконно и необоснованно, ввиду нижеследующего.

Так, в соответствии с п. 3.5 Приложения № 1 к лицензии серии СТВ № 1241 МЭ владелец лицензии обязан осуществлять добычу подземных минеральных вод и спонтанного углекислого газа в соответствии с технологическими схемами, утвержденными в установленном порядке, после получения необходимых экспертиз и согласований, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод и спонтанного углекислого газа как в целом по Центральному и Средне-Ессентукскому участкам Ессентукского месторождения, так и по каждому эксплуатационному участку и эксплуатационному водоносному горизонту в отдельности.

Вывод инспектора Росприроднадзора и судьи городского суда о том, что в нарушение вышеуказанного условия лицензионного соглашения фактические объемы потерь подземной минеральной воды, добываемой обществом на Ессентукском месторождении подземных минеральных ископаемых вод, в 2019 превысили объемы и нормативы потерь, согласованные технологическими схемами и планами развития горных работ – ошибочен, основан на неверном применении и толковании норм материального права, не соответствует материалам и обстоятельствам дела.

Так, на основании абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) нормативными потерями полезных ископаемых (в том числе, минеральных вод) признаются фактические потери полезных ископаемых (в том числе, минеральных вод) при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Понятие нормативных потерь полезных ископаемых дано только в НК РФ и с целью освобождения недропользователя от обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в части этих потерь.

В соответствии со ст. 342 части второй НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации № 921 от 29.12.2001 (ред. от 03.02.2012) утверждены «Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила № 921).

В соответствии с Правилами № 921 нормативы потерь при добыче твердых полезных ископаемых, а также подземных вод должны утверждаться недропользователями в составе проектной документации.

Согласно п. 2 Правил № 921 нормативы потерь подземных вод при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин и ежегодно утверждаются недропользователем в составе проектной документации, после ее согласования с комиссией, созданной Роснедра или их соответствующим территориальным органом, в соответствии со ст. 23.2 Закона о недрах.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (утвержденных в составе проектной документации) могут быть уточнены в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, разработка которого планируется в предстоящем году. Уточненные нормативы также подлежат утверждению недропользователем. Если их величина не превышает нормативов, включенных в состав проектной документации, утверждение данных нормативов производится ежегодно без каких-либо согласований.

В том случае, если уточненные нормативы по величине превышают нормативы, утвержденные в составе проектной документации, недропользователи утверждают их только после согласования:

а) с органами государственной власти субъектов РФ (в отношении нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых) – в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ;

б) с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) или ее территориальным органом (в отношении нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод) – в порядке, установленном Правилами № 921 (абз. 3 п. 3 Правил № 921).

Согласно абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь, до утверждения указанных нормативных потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абз. 2 настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.

Из указанных положений в их взаимосвязи следует, что ежегодные нормативы потерь согласовываются с вышеуказанными уполномоченными государственными органами при рассмотрении и согласовании ежегодных планов развития горных работ. Добыча полезного ископаемого в течение календарного года осуществляется в соответствии с планами развития горных работ на разных горизонтах и на разных участках по площади залегания полезного ископаемого, в связи с чем фактические потери полезного ископаемого значительно отличаются в каждом временном промежутке, но в целом не должны превышать утвержденных нормативов по году. В связи с этим применять при исчислении НДПИ за каждый месяц средний норматив потерь в целом по году некорректно.

Таким образом, утверждению подлежат не все имеющиеся потери, а лишь нормативные потери - потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения - в случае, если эти нормативные, технологически обусловленные потери превышают нормы, утвержденные в составе проектной документации (технологических схемах, планах развития горных работ).

Инспектор Росприроднадзора признал установленным, что технологические схемы разработки Средне-Ессентукского участка и Центрального участка Ессентукского месторождения минеральных вод в Ставропольском крае составлены в соответствии с существующими схемами водозабора, согласованы Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее – ЦКР Роснедра по МПВ и ПС) протоколом № 25 от 19.12.2013 и протоколом № 36 от 07.11.2014, соответственно.

В соответствии с Планом развития горных работ по подземным минеральным водам Средне-Ессентукского участка и Центрального участка Ессентукского месторождения минеральных вод на 2019 год, утвержденным протоколом № 36 технического совещания по рассмотрению планов развития горных пород АО «Кавминкурортресурсы» по Ессентукскому меторождению утверждены основные показатели: объем добычи – 62505 м?, нормативные потери – 4159,55 м?.

На основании представленной обществом справки о потерях инспектор Росприроднадзора пришел к выводу о том, что в нарушение п. 3.5 Условий пользования недрами фактические объемы потерь минеральной воды в 2019 превышают объемы, согласованные годовыми планами развития горных работ и технологическими схемами, а именно фактические потери по Ессентукскому месторождению в 2019 составили 14702,7 м?, тогда как технологическими схемами установлено – 7173,37 м?. Однако нормативы потерь подземной минеральной воды, добываемой обществом на Ессентукском месторождении подземных минеральных вод по величине, превышающей нормативы, утвержденные в составе проектной документации за 2019, в Управление Росприроднадзора на согласование не поступали.

Таким образом, являясь должностным лицом, ответственным за невыполнение лицензионных соглашений к лицензиям на пользование недрами, своевременную сдачу отчетности Бондарева Г.Л., не в полной мере исполнила свои должностные обязанности, не приняла должных мер к организации и обеспечению контроля за выполнением условий лицензионных соглашений, допустила пользование недрами в нарушение условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, что привело к пользованию обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами и образует состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

В действительности, общество не нарушило данный пункт Условий пользования недрами, поскольку фактически технологически обусловленные (нормативные) потери общества в 2019 составили 1053,6 м?/год и не превысили нормативы потерь добываемых минеральных вод, рассчитанные для общества в проектной документации - Технологических схемах разработки Центрального и Средне-Ессентукского участков Ессентукского месторождения минеральных вод и утвержденные протоколами в размере 7186,85 м?/год (19,69 м?/сут.) в порядке, предусмотренном Правилами № 921.

Инспектором Росприроднадзора неверно трактовано понятие «общих потерь» добытой подземной минеральной воды.

Общие потери образуются суммой нормативных потерь, обусловленных технологической схемой (с которых не уплачивается НДПИ) и коммерческих потерь общества, обусловленных отсутствием реализации в 2019 всех добытых объемов минеральной воды (которые не относятся к нормативным и с которых уплачивается НДПИ).

Инспектором Росприроднадзора не учтено, что отсутствие реализации в 2019 всего объема добытых на Ессентукском месторождении минеральных вод связано со значительным увеличением добычи по сравнению с предшествующими периодами ввиду того, что в указанный период проводилось подтверждение (переоценка) ранее разведанных запасов минеральных вод (утвержденных Протоколом ГКЗ Роснедра № 2254 от 16.07.2010 в объемах 275 м?/сут по Средне-Ессентукскому и 261,5 м?/сут по Центральному участкам ЕММВ) в рамках проекта «Доразведка минеральных подземных вод Центрального и Средне-Ессентукского участков и спонтанного углекислого газа Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения» (далее - проект), прошедшего экспертизу ФГКУ «Росгеолэкспертиза» (Положительное экспертное заключение № от 22.05.2019). Регламент работ по переоценке (опытно-фильтрационных работ) определен в разделе 3.6.3 Проекта (стр. 273-279), с указанием графика и объемов выпусков по каждой скважине.

Запасы минеральных вод месторождения означают максимальное разрешенное к добыче их количество, и с целью подтверждения запасов Ессентукского месторождения минеральных вод, то есть подтверждения возможности промышленной эксплуатации данного месторождения в объемах добычи 275 м?/сут. - по Средне-Ессентукскому участку и 261,5 м?/сут. - по Центральному участку, обществу необходимо было производить добычу именно в указанных объемах.

При этом потребительский спрос (санаторно-курортного комплекса и сектора промышленного розлива минеральных вод) на минеральные воды в данных объемах на момент проведения геологоразведочных работ отсутствовал. Указанные объемы означают лишь максимально допустимые показатели добычи минеральных вод по месторождению.

Таким образом, добытые в рамках программы подтверждения запасов объемы минеральных вод значительно превышают как реализованные (проданные потребителям) их объемы, так и объемы технологических нормативных потерь.

Учитывая, что эти объемы нельзя отнести ни к технологическим нормативным потерям, ни к реализованным минеральным водам, АО «Кавминкурорресурсы» в своей корпоративной классификации относит их к потерям, которые в совокупности с технологическими нормативными потерями составляют общие потери.

Именно такой смысл вложен в понятие потерь, которое использовано в представленной обществом справке о потерях.

Так, в 2019 общие потери минеральной воды составили 14702,7 м?. То есть, из общего объема потерь (14702,7 м3) потери, связанные с проведением геологоразведочных работ (убытки предприятия), составили: 14702,7 м3 (общие потери) - 1053,6 м3 (фактически образовавшиеся нормативные потери) = 13649,1 м3, и в отношении этого объема добытых, но не реализованных минеральных вод общество надлежащим образом уплатило НДПИ.

Таким образом, в связи с тем, что реализация обществом минеральных вод потребителям в 2019 была меньше, чем в предыдущем году, у обществам образовались потери, которые не относятся к технологическим сверхнормативным потерям (это – гидрогеологические потери, связанные с переоценкой запасов месторождения), тогда как обществу вменялось несогласование в установленном порядке именно технологических сверхнормативных потерь, которые в действительности таковыми не являются, а представляют собой добытые из недр, но нераеализованные потребителям объемы подземной минеральной воды.

Учитывая же положение п. 3.9 Условий пользования недрами к лицензии № СТВ 01241 МЭ о том, что добытая из недр подземная минеральная вода является собственностью владельца лицензии, АО «Кавминкурортресурсы» вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Регламентации подлежат лишь максимальные объемы добычи минеральных вод и нормативные потери, которые обществом не превышены.

Таким образом, учитывая, что превышения установленных нормативов потерь допущено не было и у общества не возникло обязанности утверждения ранее установленных нормативов, в действиях должностного лица общества Бондаревой Г.Л. отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения по эпизоду, связанному с неисполнением обществом лицензионных условий.

Должностным лицом при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, а также судьёй городского суда при рассмотрении жалобы, поданной на постановление должностного лица в порядке статей 30.1 - 30.2, 30.9 КоАП РФ, соответственно, вышеуказанные обстоятельства оставлены без внимания и должной правовой оценки.

При таких обстоятельствах постановление и представление должностного лица административного органа, а также решение судьи городского суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях привлекаемого должностного лица состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу Бондаревой Г.Л. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северокавказского межрегионального управления Росприроднадзора Томиной Г.А. от 09.06.2020 № 20-0/Ф/45/3, представление от 09.06.2020 № 20-0/Ф-45/4 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 27.10.2020 по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного гидрогеолога АО «Кавминкурортресурсы» Бондаревой Г.Л. - отменить.

Производство по настоящему делу об административных правонарушениях прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.

Судья Ставропольского краевого суда О.В. Загорская