ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-351/2021 от 18.08.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Орлов Д.В. Дело № 7-351/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Габдрахманов А.Р., рассмотрев 18 августа 2021 года в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики жалобу Саксоновой И. И. на решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 05 апреля 2021 года по жалобе на постановление заместителя главного государственного инспектора Удмуртской Республики по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 30 октября 2020 года № 142-2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Удмуртской Республики по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Удмуртской Республике Семенова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении Саксонова И. И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 05 апреля 2021 года постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Саксоновой И.И. без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Саксонова И.И. просит отменить постановление Управления Росреестра по Удмуртской Республике и решение судьи Завьяловского районного суда УР, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие у нее умысла на занятие чужой земли при покупке земельного участка; была уверена, что покупает именно земельный участок с кадастровым номером 18:08:000000:2917; активно принимает меры по разрешению данной ситуации.

В судебном заседании Саксонова И.И. доводы жалобы поддержала.

Представитель административного органа Булдаков А.А. с доводами жалобы не согласился, полагая, что административным органом соблюдены требования о направлении в адрес лица процессуальных документов посредством использования WhatsApp. Согласие на направление сообщений указанным способом было дано Саксоновой И.И. Направленные в ее адрес сообщения были прочитаны.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, будучи несвязанным доводами жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Как следует из материалов дела, Саксонова И.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером КН , расположенного по адресу: Удмуртская Р., <адрес>, д. Пирогово, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1050 кв. м. (уточненная, границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства) принадлежит на праве собственности Саксоновой И.И. с ДД.ММ.ГГГГ. Правоустанавливающий документ - договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта проверки от 19 октября 2020 года следует, что путем огораживания забором (ограничения доступа иных лиц) Саксоновой И.И. в отсутствии правовых оснований занята часть территории земель, государственная собственность на которые не разграничена, кадастрового квартала , площадью 923 кв.м., прилегающих с западной стороны к земельному участку с КН , расположенному по адресу: Удмуртская Р., <адрес>, <адрес>, <адрес>. На занятой в отсутствии правовых оснований части территории земель кадастрового квартала расположены объекты: часть объекта недвижимости (жилой дом) с пристройками: часть кирпичного гаража, навес из металлопрофиля (площадь занятия под постройками - 159 кв.м.)

Поворотные точки границ и площадь земельного участка определены с помощью геодезического оборудования (аппаратура геодезическая спутниковая HiPer SR (заводской , свидетельство о поверке от ДД.ММ.ГГГГ выдано ООО «Центр испытаний и поверки средств измерений - Навгеотех - Диагностика», действительно до ДД.ММ.ГГГГ), полевой контроллер TOPCON FC-500 (серийный ). Обмер проведен по установленным заборам. В том числе проведены обмеры части участка, занятого постройками. Обработка результатов обмера осуществлена в лицензионном программном обеспечении для камеральной обработки полевых геодезических измерений Magnet Office Tools. Составлена фототаблица.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки, копия которого, с предписанием об устранении выявленного нарушения, согласно справке должностного лица, направлены Саксоновой И.И. через сервис обмена сообщениями WhatsApp.

В соответствии с требованиями ст. 16, 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения которого в силу ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации применяются при осуществлении государственного земельного надзора, подобное вручение акта проверки не может быть признано надлежащим и является грубым нарушением порядка проведения проверки.

ДД.ММ.ГГГГ по факту допущенных нарушений должностным лицом административного органа в отношении Саксоновой И.И. составлен протокол об административном правонарушение, ее действия квалифицированы по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копия протокола, с определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно справке должностного лица, направлены Саксоновой И.И. через сервис обмена сообщениями WhatsApp.

Согласно определению от 23 октября 2020 года рассмотрение дела было назначено на 29 октября 2020 года.

30 октября 2020 года постановлением должностного лица административного органа Саксонова И.И. привлечена к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая жалобу лица, в отношении которого ведется производство и, отказывая в ее удовлетворении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии допущенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нахожу невозможным согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений пункта 3 части 1 данной статьи при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения жалобы на это постановление выносится решение о его отмене и прекращении производства по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьями 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В силу положений приведенных норм протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.

Системный анализ положений 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу о дате, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Как следует из материалов административного производства, протокол об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ составлен без участия Саксоновой И.И.

При этом, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, как в последующем и о рассмотрении дела, Саксонова И.И. извещалась должностным лицом административного органа путем направления извещения через сервис обмена сообщениями WhatsApp. В подтверждение данного обстоятельства должностным лицом составлены справки (л.д. 17,22).

Вместе с тем, сведения, содержащиеся в материалах дела, не позволяют признать извещение лица о составлении протокола надлежащим.

В соответствии с ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

При этом КоАП РФ устанавливает общее требование, в соответствии с которым выбранный способ связи должен обеспечивать фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Имеющиеся в материалах дела справки должностного лица о направлении извещения о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 22) и рассмотрении дела (л.д. 17) таким требованиям не соответствуют, поскольку не фиксируют текст отправленного сообщения и факт доставления (дату и время) сообщения лицу, в отношении которого ведется производство по делу. Доказательств тому в материалах дела не содержится.

Не восполняют данный недостаток и представленные распечатки детализации переписки с Саксоновой И.И. посредством указанных сервисов, поскольку в отличие от коротких текстовых сообщений, направляемых посредством СМС на указанный в заявлении лица абонентский номер телефона, сообщения, направленные в виде вложенных файлов в формате PDF и требующих для их просмотра использование специального приложения, не обеспечивают фиксирование направленных сообщений, не содержат реквизитов направленных в формате PDF процессуальных документов и своевременность их вручения.

Иных сведений, подтверждающих надлежащее извещение Саксоновой И.И. о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в материалах дела не представлено.

Указанное выше несоблюдение процессуальных требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к порядку составления протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений, которое не может быть устранено на стадии рассмотрения дела и пересмотра состоявшихся по делу актов.

Согласно ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Обязанность доказать соблюдение порядка привлечения к административной ответственности возложена на должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, поэтому выводы о соблюдении такого порядка не могут быть основаны на предположении о недобросовестности поведения лица, в отношении которого это производство осуществляется.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В соответствии с указанной нормой на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный в нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без участия лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, при отсутствии объективных сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола подлежал возвращению для устранения недостатков.

В рассматриваемом случае такая возможность утрачена, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Кроме того, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Из текста оспариваемого постановления следует, что резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года, полный текст постановления изготовлен 30 октября 2020года.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствует резолютивная часть оспариваемого постановления, что не позволяет прийти к выводу о том, что дело было рассмотрено 29 октября 2020 года с объявлением резолютивной части постановления.

Постановление в окончательной форме принято 30 октября 2020 года. Изложенное является нарушением порядка рассмотрения дела и противоречит ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ.

Рассмотрение дела 30 октября 2020 года в отсутствие надлежащего уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении также свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предписывающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу только при наличии сведений о его надлежащем извещении.

Допущенные нарушения являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы.

При изложенных обстоятельствах решение судьи Завьяловского районного суда УР и постановление должностного лица Управления Росреестра по Удмуртской Республике подлежат отмене, как основанные на доказательстве по делу, содержащем недостатки, которые не могли быть восполнены при рассмотрении дела, - протоколе об административном правонарушении, составленном должностным лицом с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Саксоновой И. И. удовлетворить.

Решение судьи Завьяловского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 05 апреля 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Удмуртской Республики по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 30 октября 2020 года № 142-2020 отменить, производство по делу прекратить.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья А.Р. Габдрахманов

Копия верна: Судья А.Р. Габдрахманов