ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-352/2018 от 30.05.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

судья Залугин С.В. дело № 7-352/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Ставрополь 30 мая 2018 года

Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего инженера ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» ФИО1 … на решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 апреля 2018 года,

установил:

22 января 2018 года постановлением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу № 18-Э/ПР/1- 002/2 должностное лицо ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» - ведущий инженер ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

10 апреля 2018 года решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края указанное постановление должностного лица изменено в части: исключены из описательно-мотивировочной части постановления выводы о нарушении ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2012 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 5, 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ в части отсутствия у ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» инструкции о порядке обращения и действий в случае возникновения аварийной ситуации с отходами I класса опасности, с ознакомлениями ответственных, отсутствия данной инструкции на месте накопления отходов, а также отсутствия у имеющихся на территории ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» контейнеров для сбора твердых бытовых отходов крышек, навесов, препятствующих воздействию атмосферных осадков.

В жалобе ФИО1 просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить. Считает, что обжалуемое решение вынесено по не полностью выясненным обстоятельствам дела и с нарушением административного законодательства.

В письменных возражениях заместитель Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Макеева И.А. считает, что решение законное и обоснованное, жалоба удовлетворению не подлежит.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, прихожу к следующему выводу.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Установлено, что в ходе поверки, проведенной минераловодской транспортной прокуратурой выявлено, что работниками ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп без защищенной тары, что не обеспечивает их сохранность при погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. На месте хранения отсутствует инструкция о порядке действий в случае возникновения аварийной ситуации с ознакомлением ответственного. Кроме этого в ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» отсутствует инструкция по обращению с отходами 1 класса опасности.

При временном хранении отходов в нестационарных сладах, на открытых площадках без тары или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Проверкой помещений и территорий, эксплуатируемых аэропортом Минеральные Воды, установлено, что имеющиеся контейнера для сбора ТБО не имеют крышек, над ними отсутствуют навесы, препятствующие воздействию атмосферных осадков, что явилось нарушением п. 1 ст. 22 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и.п. 3.2, 3.4, 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п.п. 3, 14, 15 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

Разрешая жалобу, судья городского суда пришел к обоснованному выводу об исключении из описательно-мотивировочной части постановления выводов о нарушении ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2012 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 5, 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ в части отсутствия у ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» инструкции о порядке обращения и действий в случае возникновения аварийной ситуации с отходами I класса опасности, с ознакомлениями ответственных, отсутствия данной инструкции на месте накопления отходов, а также отсутствия у имеющихся на территории ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» контейнеров для сбора твердых бытовых отходов крышек, навесов, препятствующих воздействию атмосферных осадков.

Судьей городского суда верно установлено, что организованный ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» порядок накопления ртутьсодержащих, люминесцентных энергосберегающих ламп не исключает повреждение тары, допускает их хранение без защищенной тары, что не обеспечивает их сохранность при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировании.

Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03), являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.

Хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

В соответствии с пунктами 7, 10 (1), 11, 20 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований пунктов 7, 10 (1), 11, 20 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» осуществлял сбор и хранение ртутных ламп не надлежащим образом.

Допустимость и достоверность принятых судьей городского суда во внимание доказательств сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ведущего инженера по экологии ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» ФИО1, ответственного за нарушение установленного законом порядка сбора, накопления, хранения, ртутьсодержащих ламп, которые в результате утраты своих потребительских свойств образуют отходы I класса опасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом, субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Факт накопления обществом отходов производства и потребления в результате осуществления хозяйственной деятельности подтвержден материалами дела.

Учитывая изложенное, выводы судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются правильными.

Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и соответствует характеру совершенного правонарушения, личности виновного.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения судьи городского суда не имеется, оно являются законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья краевого суда Ш.А. Бостанов