ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-353/18 от 24.07.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Осеева И.Г. Дело № 7-353/2018

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 24 июля 2018 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы ФИО1 на решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 04 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации Тальменского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО2,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области ФИО1 № 08-07-224 от 29 декабря 2017 года глава администрации Тальменского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации Тальменского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО2 обратился с жалобой в районный суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 04 мая 2018 года оспариваемое постановление должностного лица отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 КоАП РФ, должностное лицо ставит вопрос об отмене данного решения, приводя доводы о его незаконности.

В жалобе заявитель указывает о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм права, поскольку предписание в порядке осуществления государственного контроля было выдано в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и к правоотношениям по настоящему делу не применимы положения антимонопольного законодательства.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, которые поддержал представитель Новосибирского УФАС ФИО3, судья областного суда приход ит к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 данной статьи.

Отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов являются предметом регулирования Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 1 Приказа ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 "Об утверждении положения о территориальном органе ФАС России" (далее - Положение) установлено, что территориальный орган ФАС России осуществляет функции, в том числе по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг только для государственных и муниципальных нужд.

На основании части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе осуществлять контроль в сфере закупок в отношении субъектов контроля.

В соответствии с пунктом 7.8 Положения о Федеральной антимонопольной службе территориальные органы ФАС России имеют право рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд и приостанавливать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, согласно пункту 7.12 Положения территориальные органы ФАС России имеют право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

Таким образом, ФАС России, а также ее территориальные органы уполномочены на осуществление контроля в сфере закупок в отношении субъектов контроля, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 1 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 23.66 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП, в пределах своих полномочий, вправе, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители, руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители.

Таким образом, должностные лица ФАС России и территориальных органов ФАС России уполномочены на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере закупок, в том числе в отношении должностных лиц субъектов контроля, осуществляющих закупки товаров (работ, услуг) для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из материалов дела, решением Новосибирского УФАС России №08-01-426 от 03 октября 2017 года жалоба ООО «Новострой» на действия заказчика – администрации Тальменского сельсовета Искитимского района Новосибирской области при проведении запроса предложений на реконструкцию водопроводных сетей в с.Тальменка Искитимского района Новосибирской области 2 –й этап строительства признана обоснованной, заказчик нарушившим требования части 14 статьи 21 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании указанного решения заказчику в лице администрации Тальменского сельсовета Искитимского района Новосибирской области и единой комиссии заказчика было выдано предписание №08-02-366 от 03 октября 2017 года об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Следовательно, объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 7.29 - 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.

Принимая во внимание изложенное, ссылка судьи районного суда на положения Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части исполнения условий приостановления предписания, основаны на неправильном применении нормы материального права.

Судья областного суда при этом обращает внимание, что судья районного суда, решая вопрос об отмене постановления и направлении материалов на новое рассмотрение, а также, указывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, допускает противоречия в части своих же выводов, отмечая, что постановление вынесено в области законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и с учетом положений статьи 4.5 КоАП РФ, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 04 мая 2018 года подлежит отмене, а жалоба ФИО2 с материалами дела – возвращению на новое рассмотрение в тот же суд. Доводы жалобы главы администрации Тальменского сельсовета Искитимского района Новосибирской области подлежат рассмотрению правомочным судьей районного суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 04 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Тальменского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО2 отменить, направив материалы на новое рассмотрение.

Жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы ФИО1 удовлетворить.

Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова

Копия верна: судья областного суда