ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-354/2022 от 03.06.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Бутырина О.П. дело № 7-354/2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

г.Астрахань 03 июня 2022 года

Судья Астраханского областного суда Мухамбеталиева Н.Х.,

при помощнике Шнейдмиллер Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фролова С.С. на решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 03 марта 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении Фролова С.С. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 03 марта 2022 года, Фролов С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Фролов С.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанные выше постановление должностного лица и решение судьи отменить как незаконные, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств административного правонарушения.

Заслушав Фролова С.С., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Литвинову Н.А., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица - руководители соответственно финансового органа либо главного распорядителя (распорядителя) или получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, именуются субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На основании части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 того же Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 03 сентября 2014 года №352-П ответственным исполнителем результата является Фролов С.С., первый заместитель министра образования и науки Астраханской области.

Приказом министерства образования и науки Астраханской области от 30 декабря 2015 №291-л Фролов С.С. с 30 декабря 2015 года назначен на должность первого заместителя министра образования и науки Астраханской области.

Из материалов дела следует, что в рамках реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная структура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2019 №, между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Астраханской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Астраханской области на развитие информационно - телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций от 6 декабря 2019 года.

Пунктом 1.1 Соглашения установлено, что предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Астраханской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение по обеспечению развития информационно - телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, обеспечивающего достижение целей, показателей и результата ФП «Информационная инфраструктура» НП «Цифровая экономика Российской Федерации», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству просвещения Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета.

Министерство Астраханской области за счет предоставленных в рамках заключенного соглашения иных межбюджетных трансфертов до 31.12.2019 года должно было приобрести товары - оборудование и материалы для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций для достижения целей комплекса мероприятий, перечень которых определен с учётом Примерного перечня товаров, оборудования и материалов, приобретаемых для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, в объеме, согласованном с ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование» (федеральным государственным автономным учреждением «Фонд новых форм развития образования»), в связи с чем в декабре 2019 года проведены закупки комплекса технологически связанных между собой товаров, оборудования и материалов для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций (№ № , , , ). Заказчиком определена начальная максимальная цена контрактов на поставку товаров, оборудования и материалов, приобретаемых для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, в сжатые сроки разработана и размещена в ЕИС аукционная документация на данные закупки, по результатам аукционной процедуры заключены 3 государственных контракта на поставку кабелей для сетевого оборудования, комплектующих структурной кабельной системы. Электронный аукцион по закупке основного сетевого оборудования № на сумму <данные изъяты> млн. рублей признан не состоявшимся, так как по окончании срока приема заявок не подано ни одной заявки (ч. 16 ст.66 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Министерство Астраханской области не могло повлиять на процесс подачи заявок для участия в аукционе, поскольку в силу положений ФЗ-44 не вправе вмешиваться в хозяйственную жизнь субъектов предпринимательства, тем более понуждать кого - либо участвовать в электронных аукционах.

Таким образом, приобрести в полном объеме комплекс технологически связанных между собой товаров, оборудования и материалов для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций для 93-х школ до 31.12.2019 года не представилось возможным по не зависящим от министерства причинам (отсутствие заявок на участие в электронном аукционе по закупке № , отсутствие возможности повторного проведения аукциона ввиду окончания 2019 финансового года, так как иные межбюджетные трансферты были предоставлены Министерством просвещения Российской Федерации 06 декабря 2019 года).

Судья районного суда, признавая вину Фролова С.С. доказанной административным органом, указал, что из 13 заключенных контрактов на 01.09.2020 года только по 3 контрактам поставлено оборудование, при этом ни в одном из учреждений (школ) запуск оборудования не был осуществлен.

С таким выводом нельзя согласиться.

Как изложено выше, в рамках представленных Министерством просвещения Российской Федерации в декабре года иных межбюджетных трансфертов заключено 3 государственных контракта на поставку кабелей для сетевого оборудования, панелей коммутационных, а также комплектующих структурной кабельной системы, электронный аукцион по закупке основного сетевого оборудования № на сумму 135,9 млн руб. признан не состоявшимся. При закупке товаров, работ, услуг министерство обязано руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с частью 3 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Поэтому бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года, в том числе за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в рамках заключенного 06 декабря 2019 года соглашения, прекратили свое действие 31 декабря 2019 года. Таким образом, министерство не вправе проводить повторный аукцион (который представляется в законе в виде длительной процедуры) на закупку основного сетевого оборудования и принимать на себя бюджетные обязательства до заключения Министерством просвещения Российской Федерации с Правительством Астраханской области соглашения о предоставлении в 2019 году иных межбюджетных трансфертов на вышеуказанные цели, либо дополнительного соглашения к ранее заключенному Соглашению, согласно которому неизрасходованные в 2019 году министерством иные межбюджетные трансферты предоставляются Астраханской области на 2020 год.

Ранее приобретенные по закупкам № , , кабель для сетевого оборудования, панели коммутационные и комплектующие структурной кабельной системы не являются оборудованием, в связи с чем их запуск в образовательных учреждениях не возможен. Иных государственных контрактов до заключения 25 сентября 2020 года дополнительного соглашения к Соглашению с Министерством просвещения Российской Федерации министерство не заключало, в силу законодательства о контрактной системе и бюджетного законодательства аукционы в электронной форме по данному региональному проекту не проводило.

25 сентября 2020 года между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Астраханской области заключено дополнительное соглашение №1, установлено значение результата регионального проекта: «Обеспечено развитие информационно - телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» (тип результата - «приобретение товаров, работ и услуг») со значением 93 единицы и датой достижения - 01 сентября 2020 года. Таким образом, дополнительное соглашение №1 заключено 25 сентября 2020 года, а выполнение результата по данному соглашению обозначено - 01 сентября 2020 года, что исключало возможность использования имеющихся субсидий.

Первые предельные объемы финансирования на лицевой счет министерства по коду бюджетной классификации по данному дополнительному соглашению № 1доведены до министерства образования и науки Астраханской области только 13.10.2020 года в сумме 13 847 929,91 рублей, 14.10.2020 года - 6 736 376,72 рублей.

Таким образом, на дату административного правонарушения, указанную в постановлении Фролов С.С. не имел реальной возможности обеспечить достижение показателя результативности использования иных межбюджетных трансфертов и осуществить закупочные процедуры.

Изложенное свидетельствует о необоснованности выводов должностного лица административного органа и судьи о том, что по настоящему делу Фролов С.С. являлся субъектом вмененного ему административного правонарушения.

Таким образом, к административной ответственности по настоящему делу Фролов С.С. привлечен незаконно, в нарушение требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая принцип презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), следует признать отсутствие в действиях Фролова С.С. состава вмененного ему административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В связи с отсутствием в действиях Фролова С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса, с отменой вынесенных по данному делу постановления и решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

решил:

жалобу Фролова С.С. - удовлетворить.

постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 27 декабря 2021 года, решение Кировского районного суда г. Астрахани от 03 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фролова С.С. отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.