дело № 7-356/2020
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 07 мая 2020 года
Судья Нижегородского областного суда Столбов Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии» Козловой Т.В. на решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 27 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу Никитиной О.Н. № 06-112/2019 от 23 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 27 февраля 2020 года, ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 200 000 рублей.
В жалобе по пересмотру решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 27 февраля 2020 года и постановления административного органа защитник ООО «Г азЭнергоСтрой - Экологические технологии» ФИО2 просит их отменить.
Срок обжалования решения судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области, предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ, по настоящему делу соблюден.
В судебное заседание в Нижегородский областной суд директор и защитник ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии» не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, уважительных причин неявки судом не установлено. Судьей, пересматривающим дело по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Доводы защитника ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии» о несогласии с принятым решением Дзержинского городского
2
суда Нижегородской области от 27 февраля 2020 года и постановлением административного органа изложены в жалобе, подробно мотивированы и понятны суду, каких-либо дополнений к жалобе по существу дела в Нижегородский областной суд не поступало.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что материалы дела содержат достаточно доказательств для всестороннего, объективного и полного рассмотрения дела, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц и отклонении ходатайства защитника ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии» ФИО3 об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей административного органа ФИО4 и ФИО5, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
В статьи 1 Закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 2 статьи И данного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов
3
образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов веществ в окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 67 вышеуказанного закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов
4
загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 05.11.2019 по 02.12.2019 Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на основании Приказа руководителя Управления № 0047 от 24.10.2019 в отношении
ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО «ГазЭнергоСтрой- Экологические Технологии» является исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда на объекте «Черная дыра» на двух промышленных площадках:1-ая площадка (объект 22-0152-002373-П - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра»), расположенного по адресу: [адрес] северо - восточнее от ООО «СК «Энергия». Свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № DHRMOLOA от 22.07.2019: код: 220152-0023 73-П, I -я категория объекта, категория риска - значительная (3).
2-ая площадка (объект 22-0152-002374-П - Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» на территории ОАО «ДОС», расположенного по адресу: ФИО1[адрес], территория ОАО «Дзержинское оргстекло. Свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № DHRMOLOC от 22.07.2019: код: 22-0152-002374-П I -я категория объекта, категория риска - Значительная (3).
Указанные площадки объединены частью автомобильной дороги, общей длиной 3531,70 м., используемой ООО «ГазЭнергоСтрой-
Экологические Технологии» с целью проезда грузовых автомобилей арендатора между участком извлечения отходов и участком термического обезвреживания отходов ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические
Технологии».
5
Судом также установлено, ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» осуществляет лицензионные виды деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов 11- класса опасности (Лицензия от 19.02.2019 №(52)-7307-СГОУВ со сроком действия - бессрочно).
В результате хозяйственной деятельности на ООО «ГазЭнергоСтрой- Экологические Технологии» образуются отходы производства и потребления. Основные виды деятельности, в результате которых происходит образование отходов производства и потребления: осуществление эксплуатации установки ГЭС-ЭТ-7500 термолизного и термического обезвреживания отходов и оборудования извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра».
Между тем, на момент проведения проверки, в нарушение приведенных выше норм, у юридического лица ООО «ГазЭнергоСтрой- Экологические Технологии» отсутствовал утвержденный Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на данные объекты ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии».
Кроме того, в соответствии с заявлением ООО «ГазЭнергоСтрой- Экологические Технологии» об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (№00305-ПНООЛР от 25.10.2019), Управление рассмотрело и приняло решение об отказе утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с формулировкой - наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 №349 (Приказ «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 30.10.2019 № 0064).
В соответствии с Программой производственного экологического контроля, разработанной и утвержденной 22.07.2019 Генеральным директором ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии», на объекте образуется 14 видов отходов III - V класса опасности, из них: III класса опасности - 1 вид отходов; IV класса опасности - 11 видов отходов; V класса опасности - 3 вида отходов.
Между тем, в ходе рассмотрения предоставленной документации, осмотра территории и отбора проб отходов 21 ноября 2019 года при участии представителей ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» было установлено образование следующих отходов, не включенных в Программу
6
и при отсутствии нормативов образования отходов: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4). Приказом Росприроднадзора от 12.01.2017 № 5 утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы проектной документации «Объект № 1
Ликвидация неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов бывшего производства ОАО «Оргстекло». В состав экспертизы включена техническая документация - Установка ГЭС-ЭТ. Технические условия. ТУ 3647-001-96499122-2016 (стр. 3 абз. 1). В соответствии с заключением (раздел «Обращение с отходами производства и потребления», стр. 33 абз. 2; стр. 34 абз. 11) при проведении работ по термическому обезвреживанию отходов неорганизованной свалки «Черная дыра»
образуются отходы «золы и шлаки от инсенираторов и установок термической обработки отходов (код ФККО 7 47 981 99 20 4); синтетические моторные масла, отработанные - III класса опасности; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства - I класса опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 Ко АП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» подтверждаются собранными по делу доказательствами, оформленными в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все
7
юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и обоснованно отвергнуты как несостоятельные. Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «ГазЭнергоСтрой- Экологические Технологии» в пределах санкции ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену обжалуемых постановления и решения административного органа и судебного решения, при изучении материалов дела не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 27 февраля 2020 года и постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу ФИО4 № 06-112/2019 от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии» - оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии» ФИО2 без удовлетворения.
РЕШИЛ:
Судья
ФИО6