ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-357/18 от 19.10.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело № 7-357/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 19 октября 2018 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Кынско-Часельское нефтегаз» Асатряна Д.С. на решение судьи Губкинского районного суда ЯНАО от 04 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 314/2018 от 29 июня 2018 года заместителя начальника регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в г. Ноябрьск Управления Росприроднадзора по ЯНАО - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО Калашникова В.А. юридическое лицо ООО «Кынско-Часельское нефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.

Решением судьи Губкинского районного суда от 04 сентября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе на решение суда защитник ООО «Кынско-Часельское нефтегаз» Асатрян Д.С. просил решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что договоры аренды лесных участков продолжали действовать по окончанию срока аренды, поскольку в отсутствие каких-либо возражений со стороны департамента, договоры считаются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок. В жалобе указал, что Общество при продлении договоров на неопределенный срок не имело возможности предвидеть необходимость проведения рекультивации ранее бесснежного периода 2018 года.

ООО «Кынско-Часельское нефтегаз», защитник Асатрян Д.С., должностное лицо и природоохранный прокурор извещались судом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материала, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере временного пользования землями, имеющими определенное целевое назначение, в иных целях и охраны земель, а предметом выступают земли независимо от форм собственности и характера владения, т.е. земельные участки, предоставленные в аренду или иное временное пользование на законных основаниях.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия, направленные на приведение временно занимаемых земель в пригодное состояние, совершенные после истечения срока, на который они были предоставлены договором аренды, если этот срок не был продлен в установленном порядке. Так, земли должны быть приведены в порядок по завершении изыскательских работ, в том числе проводимых путем почвенных, агрохимических, геоботанических, геоморфологических, геологических, химических и иных необходимых обследований.

Из постановления о назначении административного наказания следует, что ООО «Кынско-Часельское нефтегаз» заключило с департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО договоры аренды лесных участков сроком на 11 месяцев: от 16 марта 2016 года №8/Л-16; от 7 июля 2016 года №126/Л-16; от 7 июля 2016 года №142/Л.

Сроки действия договоров истекли в 2017 году, с учетом передачи участков Обществу, соответственно по договорам: в марте, в июле и в октябре 2017 года.

20 декабря 2017 года в адрес ООО «Кынско-Часельское нефтегаз» департаментом направлены уведомление №2701-17/28806, №2701-17/28800, №2701-17/28807 об отказе от исполнения указанных выше договоров аренды (т.1 л.д. 34, т. 2 л.д. 95, т.2 л.д. 217).

Принимая решение о виновности Общества во вменяемом административном правонарушении, должностное лицо пришел к выводу о том, что Общество нарушило требования природоохранного законодательства РФ в части не проведения рекультивации земель, которые использовались для строительства объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

С указанным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;

2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.

Согласно ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Положениями п. 2 ст. 621 ГК РФ предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Из материалов дела следует, что на момент направления департаментом природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса по ЯНАО в адрес ООО «Кынско-Часельское нефтегаз» уведомлений об отказе исполнения указанных выше договоров аренды они продолжали действовать на неопределенный срок.

Данный факт подтвержден департаментом, так как в уведомлениях от 20.12.2017 года за подписью директора департамента Галуза В.Л. прямо указано, что договоры аренды лесных участков с Обществом были возобновлены на неопределенный срок. В уведомлениях руководителем департамента было предложено, что передачу лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства с характеристиками, установленными Проектом освоения лесов на момент завершения пользования, осуществить в бесснежный период 2018 года (т. 1 л.д. 34).

Также в письме и.о. директора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Гаврилюка А.Д. от 22.08.2018 года в адрес суда указано, что департаментом были направлены уведомления от 20.12.2017 года об отказе от договоров аренды по истечении трех месяцев с момента получения уведомлений, а поскольку Обществом уведомления получены 13.01.2018 года, то договоры аренды являются расторгнутыми с 13.04.2018 года (т.4 л.д. 73-74).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивация земель нарушенных юридическими лицами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Проекты рекультивации арендуемых Обществом лесных участков были разработаны в сроки, установленные заключенными договорами аренды, проекты прошли согласование с департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.

Согласно п. 4.2 указанных проектов критерием для выбора периода проведения рекультивационных работ является температура почв и воздуха, обеспечивающая нормальный рост и развитие многолетних трав. Из проектов следует, что бесснежный период продолжается с конца мая до начала октября в среднем составляет около 140 дней (т.3 л.д. 46).

Поскольку из уведомлений департамента об отказе от исполнения договора аренды следовало, что Обществу предлагается осуществить передачу лесных участков по акту приемки-сдачи рекультивированных земельных участков в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными Проектом освоения лесов на момент завершения пользования, в бесснежный период 2018 года, выводы должностного лица контролирующего органа являются несостоятельными.

Так вывод должностного лица в оспариваемом постановлении, что периодом совершения административного правонарушения является бесснежный период 2018 года с 20.03.2018 года по день вынесения постановления (29.06.2018 года) является преждевременным, поскольку на указанный в постановлении период Общество продолжало осуществление рекультивации арендуемых лесных участков, сроки окончания осуществлении рекультивации лесных участков окончены не были.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении и решения проведение рекультивационных работ находилось на стадии исполнения, оно не могло быть завершено ранее окончания бесснежного периода, установленного проектом рекультивации, т.е. ранее сентября 2018 года.

Следовательно, вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения не нашел своего подтверждения.

Изложенным фактам и доводам судьей в решении надлежащая оценка дана не была. При рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление №314/2018 от 29 июня 2018 года заместителя начальника регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в г. Ноябрьск Управления Росприроднадзора по ЯНАО - старшего государственного инспектора РФ и решение судьи от 04 сентября 2018 года, вынесенные в отношении ООО «Кынско-Часельское нефтегаз», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство - прекращению в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в г. Ноябрьск Управления Росприроднадзора по ЯНАО - старшего государственного инспектора РФ №314/2018 от 29 июня 2018 года и решение судьи Губкинского районного суда ЯНАО от 04 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Кынско-Часельское нефтегаз» отменить.

Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья (подпись) Н.В. Мочалова