ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-359/2022 от 11.05.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №7-359/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 11 мая 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Михеева Т.П., рассмотрев

в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы местного самоуправления г.о.г. Чкаловск Нижегородской области Герасименко С.Н. с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на решение Чкаловского районного суда Нижегородской области [дата] и постановление должностного лица административного органа [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.8 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в отношении Администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Северо-западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО4[номер] от [дата] Администрация г.о.г..Чкаловск Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.8 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее – КоАП НО) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Решением Чкаловского районного суда Нижегородской области

от [дата] постановление должностного лица административного органа от 23.11.2021г. оставлено без изменения, а жалоба главы местного самоуправления Кудряшова А.Г. без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, заявитель просит об отмене постановления должностного лица административного органа от 23.11.2021г. и судебного решения от 24.01.2022г., поскольку полагает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается, что выданное Пановой И.Б. разрешение на вырубку зелёных насаждений не оспорено, недействительным не признано, и как следствие порядок проведения компенсационного озеленения территории не нарушен. Кроме того, заявитель полагает, что отсутствие в акте комиссии подписи Пановой И.Б. не свидетельствует о нарушении порядка выдачи разрешения на вырубку (снос), пересадку зелёных насаждений. Дополнительно заявитель указывает, что выводы судьи районного суда, по обстоятельствам уничтожения 16 (шестнадцати) зелёных насаждений, как последствие действий Администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области, являются несоответствующими действительности.

Вместе с тем в Нижегородский областной суд представлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование состоявшегося судебного решения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и ходатайства о восстановлении процессуального срока, выслушав представителей Администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области Кудряшова А.Г. и Сухареву Н.П., поддержавших доводы жалобы и ходатайства; представителя министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Еняшева Д.А., не согласившегося с доводами жалобы, судья вышестоящей инстанции, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления

В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй

Принимая во внимание своевременное устранение недостатков, отмеченных определением Нижегородского областного суда от 28.02.2022г., мотивы, изложенные в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока, в целях обеспечения права лица на доступ к правосудию, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения судьи Чкаловского районного суда Нижегородской области от [дата].

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Согласно ч. 1 ст. 5.8 КоАП НО нарушение Правил проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зелёных насаждений в Нижегородской области, порядка проведения компенсационного озеленения, а также порядка выдачи разрешения на вырубку (снос), пересадку зелёных насаждений влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно п. 25 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст.9 закона Нижегородской области № 110-3 от 07.09.2007г. «Об охране озеленённых территорий Нижегородской области» охране подлежат все озеленённые территории Нижегородской области.

В силу ч. 8 ст. 11.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г.

N 110-З "Об охране озеленённых территорий Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З) решение (разрешение) о вырубке (сносе) аварийных деревьев и о проведении санитарных рубок принимается уполномоченным муниципальным нормативным правовым актом должностным лицом органа местного самоуправления или должностным лицом муниципального учреждения по результатам обследования или по результатам экспертной оценки. При комиссионном обследовании аварийных деревьев состав комиссии утверждается уполномоченным муниципальным нормативным правовым актом органом местного самоуправления или должностным лицом муниципального учреждения. По результатам обследования зелёного насаждения составляется акт о необходимости вырубки (сноса) зелёного насаждения с описанием зелёного насаждения (месторасположение, видовой и возрастной состав) и признаков аварийности и болезней, а также с приложением материалов фото- или видеофиксации признаков аварийности и повреждений.

В соответствии с п.п. 1.4, 2.6 Правил проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зелёных насаждений в Нижегородской области, утверждённых постановлением Правительства Нижегородской области № 376 от 21.06.2016г. (далее – Правила № 376 от 21.06.2016г.), вынужденное уничтожение (вырубка, снос) и (или) повреждение зелёных насаждений, связанное с осуществлением градостроительной и (или) иной деятельности, производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Нижегородской области и настоящими Правилами на основании разрешения, выдаваемого в порядке, установленном органами местного самоуправления, после решения вопроса о форме проведения компенсационного озеленения и оплаты компенсационной стоимости уничтоженных (вырубленных, снесённых) и (или) повреждённых зелёных насаждений в случае, если компенсационное озеленение проводится в денежной форме. Уничтожение (вырубка, снос) и (или) повреждение зелёных насаждений производятся в соответствии с настоящими Правилами после получения заинтересованным лицом разрешения на вырубку (снос) зелёных насаждений, выдаваемого в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Постановлением администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области № 1643 от 22.11.2017г. утверждён порядок проведения компенсационного озеленения на территории городского округа город Чкаловск Нижегородской области (далее – Порядок № 1643 от 22.11.2017г.).

В соответствии с п.п. 2.9, 2.10 Порядка № 1643 от 22.11.2017г. решение о вырубке (сносе) аварийных деревьев и о проведении санитарных рубок принимается по результатам обследования (визуального осмотра или инструментального исследования), произведенного ответственным должностным лицом администрации городского округа город Чкаловск, или по результатам экспертной оценки. По результатам обследования зелёного насаждения составляется акт с описанием зелёного насаждения (местоположение, видовой и возрастной состав) и признаков аварийности и болезней, а также с приложением материалов фото - или видеофиксации признаков аварийности и повреждений. Проведение обследования зелёных насаждений, указанных в заявлении, проводится в присутствии заявителя. Обследование проводится визуально. Результаты визуального обследования деревьев оформляются в виде акта обследования зелёных насаждений, по установленной форме (приложение 2).

В соответствии с п. 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступившим в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обращением о массовом сносе (вырубке) зелёных насаждений в районе улицы [адрес] в период [дата] должностным лицом Минэкологии Нижегородской области проведено обследование указанной в обращении территории.

При обследовании установлен снос зелёных насаждений в качестве 16 штук (8 деревьев породы липа, 8 деревьев породы берёза). По результатам обследования составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования [номер] от [дата] с приложением фотоматериалов.

Вместе с тем из материалов дела следует, что на основании заявления Пановой И.Б. [дата] администрацией г.о.г.Чкаловск Нижегородской области было выдано разрешение на вырубку (снос) аварийных деревьев в количестве 3 штук вблизи земельного участка с кадастровым номером [номер] расположенного по адресу (местоположение): [адрес]

Основанием для выдачи такого разрешения послужил акт № 1 комиссионного обследования зелёных насаждений на территории городского округа город Чкаловск Нижегородской области от 09.07.2021г.

Согласно ранее указанному акту комиссия в составе 3 человек, осуществила выезд по адресу: [адрес] и произвела обследование зелёных насаждений в сквере по [адрес]

По итогам обследования в акте отражены следующие сведения: деревья в количестве 3 штук породы берёзы имеют повреждения коры стволов и ветвей, растрескивание коры, наличие лишайников на поверхности стволов. Стволы деревьев искривлены, некоторые ветки имеют сухие побеги (до 30%). Деревья имеют угол наклона около 30 градусов в сторону жилого дома [адрес] по ул.[адрес]

По результатам окончания обследования и составления акта, комиссией сделан вывод: разрешить вырубку (снос) деревьев в количестве 3-х берёз, находящихся в сквере на улице [адрес], около дома [номер]

При этом, в составленном комиссией акте № 1 от 09.07.2021г. отсутствует информация о проведении фото, видео-съёмки, к акту не приложены фотоматериалы и иные материалы, позволяющие идентифицировать аварийные деревья (разрешённые к сносу) в общей массе зелёных насаждений, произрастающих в сквере на [адрес], отсутствуют сведения об участии заявителя Пановой И.Б.

Изложенные обстоятельства являются нарушением положений ч. 8 ст. 11.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З, п.п. 1.4, 2.6 Правил № 376 от 21.06.2016г, п.п. 2.9, 2.10 Порядка № 1643 от 22.11.2017 г. и свидетельствуют о нарушении Администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области порядка выдачи разрешения на вырубку (снос), пересадку зелёных насаждений.

Фактические обстоятельства дела и вина Администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении [номер] от [дата]; выпиской из ЕГРЮЛ № [номер]; информацией [номер], [номер] с сайта Круглосуточной экологической диспетчерской службы Минэкологии Нижегородской области; приказом о проведении планового (рейдового) задания [номер]; актом планового (рейдового) осмотра, обследования [номер] объяснениями Николина И.Е.; актом [номер] комиссионного обследования [дата]., разрешением [номер][дата]. и другими материалами дела, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановлением административного органа, оставленным без изменения решением районного суда, юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.8 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии нарушения порядка выдачи разрешения на вырубку аварийных деревьев подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела, которые получили надлежащую оценку при рассмотрении дела.

Вместе с тем ссылка суда в мотивировочной части решения при назначении наказания на уничтожение 16 зеленых насаждений (л.д. 120) является ошибочной и подлежит исключению, поскольку материалами дела установлен факт нарушения порядка выдачи разрешения на вырубку зеленых насаждений в количестве 3-х штук. Исключение указанного обстоятельства не влечет отмену или изменение вынесенного решения.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Администратции г.о.г. Чкаловск Нижегородской области с учётом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, является минимальным, установленным в пределах санкции ч. 1 ст. 5.8 КоАП НО, оснований для его снижения не имеется.

Суд вышестоящей инстанции не усматривает оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с учётом правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от [дата][номер] «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», поскольку исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности административного правонарушения не установлено.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения действующего законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Таким образом, постановление административного органа и судебное решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Восстановить Администрации г.о.[адрес] Нижегородской области пропущенный процессуальный срок на обжалование решения судьи Чкаловского районного суда Нижегородской области от [дата].

Постановление начальника Северо-западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО9[номер] от [дата]г. и решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от [дата] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.8 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в отношении Администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области – оставить без изменения, жалобу заместителя главы местного самоуправления г.о.г. Чкаловск Нижегородской области Герасименко С.Н. – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части судебного решения указание на уничтожение 16 (шестнадцати) зелёных насаждений.

Судья Т.П. Михеева