ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-35/19 от 28.03.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Лойко М.А. Дело № 7-35/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Судья Липецкого областного суда Поддымов А.В., рассмотрев жалобу заместителя главы администрации Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области Брагина Эдуарда Анатольевича на постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 14 февраля 2019 года, вынесенное в отношении заместителя главы администрации Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области Брагина Эдуарда Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 14 февраля 2019 года заместитель главы администрации Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области Брагин Э.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб..

В жалобе Брагин Э.А. просит об отмене постановления судьи, ссылаясь на то, что он не является субъектом указанного административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 12.4 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Исходя из положений пунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу части 1 статьи 17 названного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст утвержден "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007), который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 4.6.1.1 указанного ГОСТа стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., по "СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783).

Ссылка в п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на "СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783) в данном случае приведена для использования содержащихся в СП 52.13330.2011 показателей освещения улиц и дорог поселений.

В разделе 5 «Наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов» ч. II «Нормы проектирования», гл. 4 «Естественное и искусственное освещение» СНИП 11-4-79, утв. постановлением Государственного комитета ССР по делам строительства от 27 июня 1979 года №100, также предусматривалась необходимость организации освещения улиц, дорог и площадей в городах и поселках.

Как усматривается из материалов дела, Брагин Э.А., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в границах сельского поселения Лев – Толстовский сельсовет Лев - Толстовского муниципального района, допустил нарушение п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007, выразившееся в отсутствии электрического освещения на автомобильной дороге в районе <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 17 января 2019 года, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 19 ноября 2018 года, схемой совершения административного правонарушения от 19 ноября 2018 года, письменными объяснениями ФИО10 показаниями и.о. заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России «Данковский» Бабина И.В. и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Так, из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 19 ноября 2018 года, схемы совершения административного правонарушения от 19 ноября 2018 года следует, что в районе <адрес> отсутствует электрическое освещение.

При таких обстоятельствах деяние Брагина Э.А. правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления, не допущено.

Доводы Брагина Э.А. о том, что к ведению администрации Лев – Толстовского муниципального района не относится осуществление дорожной деятельности, основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.14 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ пункт 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ не указан.

В силу ч.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Из Устава Лев-Толстовского сельского Совета депутатов Лев-Толстовского района Липецкой области следует, что п. Лев Толстой входит в состав территории муниципального образования в виде сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет.

Решением Совета депутатов сельского поселения Лев – Толстовский сельсовет Лев – Толстовского района от 18 февраля 2016 года №25 «О принятии изменений в Устав сельского поселения Лев – Толстовский сельсовет Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области Российской Федерации» приняты изменения в Устав сельского поселения Лев – Толстовский сельсовет, в соответствии с которыми статья 11 «Вопросы местного значения сельсовета» Устава изложена в новой редакции, которой не предусмотрено отнесение к вопросам местного значения сельского поселения осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.5 Закона Липецкой области от 2 июля 2004 года N 114-ОЗ "О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения" Лев-Толстовский сельсовет наделен статусом сельского поселения.

Поскольку Лев-Толстовский сельсовет относится к сельским поселениям, поэтому в силу п.5 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к его компетенции не относится разрешение вопросов о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разрешение данных вопросов отнесено к компетенции только органов местного самоуправления городских поселений.

Поскольку п.5 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ разрешение указанных вопросов не отнесено к компетенции сельских поселений, то в соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Анализ приведенных выше правовых норм и материалов дела позволяет сделать вывод о том, что Брагин Э.А. как должностное лицо администрации Лев-Толстовского муниципального района несет ответственность за содержание указанной автомобильной дороги в п. Лев Толстой.

То, что решением Совета депутатов Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области от 27 сентября 2017 года №134 «О принятии осуществления полномочий по содержанию автомобильных дорог» с 1 октября 2017 года органами местного самоуправления муниципального района приняты полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения только в части проведения мероприятий, предусмотренных разделом 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года №402, не свидетельствует о незаконности постановления судьи, поскольку в силу положений п.5 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14, ч.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ указанные вопросы отнесены к ведению органов местного самоуправления муниципальных районов. В материалах дела не имеется соглашений, в соответствии с которыми бы органы местного самоуправления Лев – Толстовского муниципального района передали полномочия осуществления дорожной деятельности органам местного самоуправления сельского поселения Лев – Толстовский сельсовет.

Доводы жалобы о том, что в бюджете района не запланированы расходы на проведение мероприятий по освещению дорог в населенных пунктах, об отсутствии в бюджете муниципального района денежных средств на освещение автомобильных дорог населенных пунктов, не могут повлечь отмену постановления судьи.

В соответствии со ст.171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

Для соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения Брагин Э.А. как заместитель главы администрации Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области не был лишен возможности принять меры к тому, чтобы в проекте бюджета на очередной финансовый год были запланированы соответствующие расходы, а также к тому, чтобы были изысканы источники доходов либо сокращены иные расходы, предусмотренные бюджетом муниципального района, инициировать внесение соответствующих изменений в бюджет.

Администрацией Лев-Толстовского муниципального района принята Муниципальная программа "Сохранение и развитие инфраструктуры Лев-Толстовского муниципального района на 2015-2020 годы", Подпрограмма "Развитие автомобильных дорог Лев-Толстовского муниципального района на 2015-2020 г.г.", в бюджете Лев-Толстовского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (размещен на официальном интернет – сайте администрации Лев – Толстовского муниципального района в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет») предусматривались расходы на дорожное хозяйство, указанные программы, на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Лев - Толстовского муниципального района и искусственных сооружений на них, предоставление междбюджетных трансфертов из бюджета района в бюджеты поселений на дорожную деятельность – передачу полномочий сельским поселениям по содержанию дорог. Согласно данным, содержащимся в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном интернет - сайте http://zakupki.gov.ru администрация Лев – Толстовского муниципального района выступала заказчиком работ по разработке проектно-сметной документации о реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Лев Толстой, по выполнению работ по установке дорожных знаков и светофоров в п. Лев Толстой, по выполнению работ по летнему и зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Лев Толстой, по выполнению работ по ремонту и ямочному ремонту автомобильных дорог в п. Лев Толстой, по выполнению работ по ремонту тротуаров в п.ЛевТолстой, по выполнению работ по нанесению дорожной разметки в п. Лев Толстой, по разработке комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД), заключала контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в п. Лев Толстой, принимала работы по нему и оплачивала выполненные работы.

Установленные по делу обстоятельства указывают на то, что Брагиным Э.А. не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения заместителя главы администрации от исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение указанных требований может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Довод жалобы о том, что финансирование расходов по искусственному освещению автомобильной дороги осуществляется из бюджета сельского поселения Лев - Толстовский сельсовет по статье расходов «благоустройство», не может повлечь отмену постановления судьи.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе - объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

Таким образом, стационарное электрическое освещение относится к элементам обустройства автомобильной дороги, к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения (раздел 4 ГОСТ Р 52766-2007).

Поскольку стационарное электрическое освещение относится к элементам обустройства автомобильной дороги, поэтому обязанность по их устройству в соответствии с изложенными нормами права относится к ведению органов местного самоуправления муниципального района. Расходы по осуществлению дорожной деятельности должны производиться администрацией муниципального района, а не сельского поселения.

Административное наказание назначено Брагину Э.А. в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в соответствии с положениями статей 3.9 и 4.1 КоАП РФ.

Постановление судьи районного суда является законным и оснований для его отмены либо изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 14 февраля 2019 года, вынесенное в отношении заместителя главы администрации Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области Брагина Эдуарда Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу заместителя главы администрации Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области Брагина Эдуарда Анатольевича - без удовлетворения.

Судья . А.В. Поддымов

.

.

.