ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-35/20 от 21.02.2020 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело № 7-35/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 21 февраля 2020 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении нее,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №089/04/7.32.4-523/2019 от 08 ноября 2019, вынесенным Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЯНАО ФИО2, начальник отдела капитального ремонта жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации г. Ноябрьска ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда от 18 декабря 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе на решение суда ФИО1 просила постановление должностного лица и решение судьи отменить. В обоснование жалобы указала, что в системе действующего правового регулирования отсутствует запрет на выполнение подрядчиком функций по осуществлению строительного контроля заказчика при проведении капитального ремонта одного объекта строительства. Аукционная документация не содержала требование о запрете осуществления строительного контроля подрядчика и строительного контроля заказчика одним лицом.

ФИО1, прокурор г. Ноябрьск и должностное лицо, вынесшее постановление, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 1.1 ст. 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 года № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее Постановление №615).

Согласно с ч.1,ч.2 ст.53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Также строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию в данной статье лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела следует, что между некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ЯНАО» и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации г. Ноябрьск заключен договор на осуществление функций технического заказчика № 13-ТЗ.

В соответствии с указанным договором № 13-ТЗ некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в ЯНАО» передаёт, а Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации г. Ноябрьска принимает функции технического заказчика по оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в целях реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах ЯНАО.

По результатам проведенного электронного аукциона от 17.05.2019г. №02-СК-2019 комиссией по осуществлению закупок Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации г. Ноябрьска победителем аукциона было признано ООО «Ремонтно-строительная компания «Респект» (далее по тексту ООО «РСК «Респект»). Заявка ООО «РСК «Респект» была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, что подтверждается протоколом заседания комиссии по осуществлению закупок от 13 мая 2019 года.

В конкурсной документации содержится проект договора на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно пунктам 5.3.2, 5.3.3, 5.3.6, 5.3.9, 5.3.11, 5.3.12, 5.3.13 исполнитель обязуется осуществлять строительный контроль заказчика.

03 июня 2019 года по итогам аукциона между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи Администрации города Ноябрьска и ООО «РСК «Респект» заключен договор № 02-СК-2019 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе <адрес> (л.д. 65 (оборот) -74).

При этом 08 мая 2019 года между ООО «РСК «Респект» и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации г. Ноябрьска заключен договор № 04-КР-2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе <адрес> (л.д. 75-83).

Факт, что строительный контроль заказчика и строительный контроль подрядчика, осуществляющего капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес>, осуществляется одним и тем же лицом, установлен и никем не оспаривается.

Согласно п. 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, (далее Положение) строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее заказчик).

Пунктом 5 Положения указаны мероприятия строительного контроля, которые осуществляет подрядчик, а пунктом 6 Положения указаны мероприятия строительного контроля, осуществляемые заказчиком.

Эти виды строительного контроля различны между собой, более того, строительный контроль заказчика предполагает надзор за выполнением подрядчиком работ в соответствии с проектной документацией, за соблюдением сроков, полноты и последовательности технологических операций и т.п., т.е. фактическую проверку деятельности подрядчика.

Договор № 02-СК-2019 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома 03 июня 2019 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации г. Ноябрьска и ООО «РСК «Респект», в том числе <адрес>, содержит условия, аналогичные условиям конкурсной документации.

Так пунктами 5.3.2, 5.3.3, 5.3.6, 5.3.9, 5.3.11, 5.3.12, 5.3.13 Договора № 02-СК-2019 установлено, что исполнитель ООО «РСК «Респект» оказывает услуги по осуществлению строительного контроля на объекте капитального ремонта в соответствии с условиями договора, контролирует своевременное и качественное выполнение работ подрядной организацией и осуществляет иной контроль за подрядчиком, коим сам же и является.

Таким образом, вопреки доводам жалобы требование конкурсной документации об осуществление строительного надзора заказчика подразумевало, что участником аукциона не может быть организация, осуществляющая строительный контроль подрядчика.

Материалами дела подтверждается, что 13 мая 2019 года на заседании по рассмотрению заявок на участие в аукционе ФИО1, являясь членом аукционной комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации г. Ноябрьска, в нарушении требований предусмотренных ч.1, ч.2 ст.53 ГК РФ, пп.«б» п.157 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 года № 615, допустила к участию в электронном аукционе ООО «РСК «Респект», являющийся подрядной организацией, в отношении которой будет осуществлен строительный контроль, являющийся предметом аукциона. Этот факт явился основанием для вынесения оспариваемого постановления должностного лица о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

Правильность выводов должностного лица и судьи о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает, поскольку они основаны на совокупности собранных доказательств, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными, в совокупности достаточными для правильного разрешении дела.

Факт совершения вменяемого ФИО1 административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе приказом начальника управления от 16 апреля 2019 года «О комиссии по осуществлению закупок» № 48/к (л.д. 61, 61 на обороте), протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 13 мая 2019 года, письменными обращениями некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в ЯНАО» от 03 апреля 2019 года и 25 июня 2019 года (л.д. 58-59), объяснением ФИО1 (л.д. 50-51).

Следовательно, действия должностного лица ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, административное наказание назначено полномочным лицом в пределах санкции статьи, срок привлечения не нарушен.

Доводы жалобы об отсутствии запрета на осуществление разного вида строительного контроля одной организацией основано на неправильном толковании норм законодательства.

В силу ст. 748 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки. Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Из анализа указанных в настоящем решении правовых норм следует, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика. Удостоверить факт надлежащего выполнения работ может только независимое лицо, не заинтересованное в их сдаче. Заказчик (застройщик) обязан либо лично осуществить строительный контроль, либо возложить данную обязанность на лицо, не выполнявшее работы по договору строительного подряда.

ФИО1, являясь начальником отдела капитального ремонта Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации г. Ноябрьска, была достоверно информирована о заключенном Управлением с ООО «РСК «Респект» 08 мая 2019 года договоре № 04-КР-2019 на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Довод заявителя жалобы о том, что по договору от 05.06.2019 года между ООО «РСК «Респект» и ООО «СтройКонтрольЮгра» функции контроля от имени заказчика предполагались осуществляться последним юридическим лицом, не может быть принят во внимание, поскольку в данном конкретном случае строительный контроль и со стороны подрядчика и со стороны заказчика фактически осуществлялся одним юридическим лицом - подрядной организацией, что не соответствует целям и задачам строительного контроля заказчика, а также требованиям закона (ч. 1.1. ст. 180 ЖК РФ).

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и основаны на ином толковании норм материального права. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении.

Оснований для отмены решения не имеется, нарушений процессуальных требований, предусмотренных п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при рассмотрении дела допущено не было.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья (подпись) Н.В.Мочалова