ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-363/20 от 19.06.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

дело № 7-363/2020

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 19 июня 2020 года

Судья Астраханского областного суда Обносова М.В., при помощнике судьи Салиховой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 6 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Правительства Астраханской области,

установил:

постановлением начальника межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области от 16 марта 2020 года Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей

Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 6 мая 2020 года постановление начальника отдела межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области ФИО1 от 16 марта 2020 года отменено, производство по делу прекращено.

В жалобе начальник - отдела старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССА России по Астраханской области ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи, полагает, что решение Кировского районного суда г.Астрахани, вступившего в законную силу не исполняется, какие-либо меры, направленные на получение необходимого финансирования Правительством Астраханской области для исполнения решения должником приняты не были.

В судебное заседание представитель Правительства Астраханской области, представитель МОСП ОИП УФССП России по Астраханской области не явились, от начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Заслушав судью, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как видно из материалов дела копия решения направлена в адрес Службы судебных приставов 13 мая 2020 года, получена копия решения 21 мая 2020 года, жалоба подана 27 мая 2020 года, в пределах установленного срока обжалования, в связи с чем прихожу к выводу о том, что срок для обжалования решения не пропущен.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как следует из постановления начальника межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области от 16 марта 2020 года о привлечении к административной ответственности, Правительство Астраханской области не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от 03 февраля 2020 года об исполнении решения Кировского районного суда г.Астрахани о предоставлении Гуз З.И. по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенного жилого помещения по исполнительному производству -ИП, в связи с чем Правительство области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

До 01 января 2013 года предоставление жилых помещений категории граждан, к которым относится Гуз З.И., осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 года «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 года «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановлением Правительства Астраханской области от 11 ноября 2010 года -П «О реализации Закона Астраханской области от 29 июня 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области» и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Астраханской области» по выбору гражданина указанной категории путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, или путем приобретения жилого помещения в государственную собственность Астраханской области и предоставления его гражданину указанной категории по договору социального найма.

После 01 января 2013 года предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-03 «О защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 года № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 года № 571- П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В целях реализации указанного полномочия подпрограммой предусмотрено строительство жилых домов на территории Астраханской области для последующего их включения в состав специализированного жилищного фонда Астраханской области и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения. Организация исполнения судебных решений, вступивших в силу до 01 января 2013 года, осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 22 августа 2013 года № 388-Пр «Об исполнении судебных решений», а также в рамках государственной программы «Дети Астраханской области» на 2013- 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16 августа 2012 года № 352-П.

Согласно указанным актам, министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01 января 2013 года, в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма между претендентами по месту включения претендентов в список; а также осуществляется передача информации о решениях межведомственной комиссии в государственное казенное предприятие Астраханской области «Фонд государственного имущества Астраханской области» и управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области; агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства, для последующего предоставления по договорам социального найма; министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов на строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 05 января 2020г. на учете в муниципальном образовании «Икрянинский район» состоит 181 лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением возникло у 168 граждан указанной категории, из которых в отношении 32 приняты судебные решения об обеспечении жилыми помещениями.

Согласно информации министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области от 25.03.2019 № 03-01-03-25/210 законом Астраханской области от 24.12.2018 № 116/2018-03 «О бюджете Астраханской области на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов» министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующем объеме: 2019 год 157,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 80,7 млн. рублей; 2020 год 176,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 83,9 млн. рублей; 2021 год 360,7 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 83,9 млн. рублей.

В проекте закона Астраханской области «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» министерству строительства и жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области увеличены бюджетные ассигнования на вышеуказанные мероприятия в 2019 на 100,0 млн. рублей, таким образом, общий объем ассигнований составил 257, 4 млн. рублей.

По информации министерства экономического развития Астраханской области от 26.03.2019 № 09-1-1/1763, в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 11.09.2015 № 458-П «О Порядке формирования перечня объектов капитальных вложений на очередной финансовый год и на весь период реализации объектов капитальных вложений, включенных в перечень объектов капитальных вложений на очередной финансовый год и на весь период реализации объектов капитальных вложений» перечень объектов капитальных вложений на очередной финансовый год и на весь период реализации объектов капитальных вложений формируется на основании предложений государственных заказчиков и утверждается Правительством Астраханской области на основании решения комиссии по проведению отбора объектов капитальных вложений для включения их в перечень объектов капитальных вложений.

Необходимо отметить, что лимиты бюджетных ассигнований в рамках перечня объектов капитальных вложений на очередной финансовый год распределяются между объектами и мероприятиями капитальных вложений для оплаты кредиторской задолженности и первоочередных работ по социальным мероприятиям, а также для выполнения условий софинансирования.

В рамках реализации перечня объектов капитальных вложений на 2018 год и на весь период реализации объектов капитальных вложений, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 30.10.2017 № 404-П (далее - перечень), на реализацию данного мероприятия в 2019 году были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 263,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 53,9 млн. рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 210,0 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от

25.10.2018 № 432-П «О перечне объектов капитальных вложений на 2019 год и на весь период реализации объектов капитальных вложений» (ред. от 25.10.2018) на реализацию данного мероприятия в 2019 году предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 157,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 80,7 млн. рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 76,7 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от

22.03.2019 № 89-П «О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 25.10.2018 №432-П» на реализацию указанного мероприятия в 2019 году увеличены бюджетные ассигнования за счет бюджета Астраханской области на 100 млн. рублей (общий объем составил 257,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 80,7 млн. рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 176,7 млн. рублей).

В связи с внесением изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ в части установления 01.01.2019 ограничения количества предоставляемых детям-сиротам жилых помещений в многоквартирном доме не более 25% от общего количества квартир в доме, вопрос дальнейшего строительства новых жилых домов и предоставления жилья на вторичном рынке в настоящее время прорабатывается.

По информации агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 20.01.2020 № М-1-00220/2, агентству на приобретение жилых помещений для обеспечен:- детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2020 год за счет средств федеральной субсидии предусмотрены лимиты бюджетных ассигнований в размере 98 800,98 тыс. рублей.

В настоящее время ведется строительство (144 квартир): два трехэтажных 18- квартирных жилых дома по <адрес>, в р. <адрес>, строительная готовность - 99%; трехэтажный 24-квартирный жилой дом по проспекту <адрес> строительная готовность - 35%; трехэтажный 36-квартирный жилой дом по <адрес>, строительная готовность - 20%; трехэтажный 24-квартирный жилой дом по <адрес> в <адрес>, строительная готовность - 46%; трехэтажный 24-квартирный жилой дом по <адрес> в р.<адрес>, строительная готовность - 17%. Сроки ввода в эксплуатацию объектов, в отношении которых исполнение контрактов было запланировано в 2019 году, будут перенесены на 2020 год после принятия первого уточнения закона о бюджете Астраханской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и доведения лимитов бюджетных ассигнований на данные цели.

В настоящее время, в связи с новыми поправками в № 159-ФЗ, министерство планирует проектирование и строительство домов в населенных пунктах с численностью жителей менее 10 тысяч человек: в п. Стеклозавода Приволжского района Астраханской области планируется разработать проектно-сметную документацию и начать строительство трех трехэтажных 36-квартирных жилых домов по <адрес>, 11.04.2019-заключен контракт с ООО «ПромПроект» на разработку проектно-сметной документации; в <адрес> планируется выполнить два трехэтажных 36 - квартирных жилых дома по <адрес>, 30.09.2019 - заключен контракт с ООО «СТОЙЭКСПЕРТ».

Таким образом, Правительством Астраханской области принимаются все возможные мероприятия по обеспечению граждан выше указанной категории жилыми помещениями, в связи с чем, действия Правительства Астраханской области нельзя признать бездействием, а неисполнение требовании в установленный срок - неисполнением без уважительных причин исполнить требование в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем Правительством Астраханской области, не представлялось возможным вследствие независящих от Правительства Астраханской области обстоятельств.

Из вышеизложенного следует, что решение суда не было исполнено пообстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Правительства Астраханской области, как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя отсутствует.

Установив эти обстоятельства, а также учитывая, что в действиях Правительства Астраханской области отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований, в 2019 году лимит бюджетных ассигнований на указанные цели распределен и срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, является явно несоразмерным для исполнения решения суда по обеспечению жилым помещением, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях правительства Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что решение Кировского районного суда г. Астрахани не исполняется, какие-либо меры, направленные на получение необходимого финансирования Правительством Астраханской области для исполнения решения должником приняты не были, противоречат материалами дела.

Из материалов дела следует, что Правительством Астраханской области принимаются все возможные мероприятия по обеспечению граждан жилыми помещениями.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление судьи как незаконное и необоснованное, не установлено.

В этой связи, суд второй инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами и правилами, полагает решение суда первой инстанции от 6 мая 2020 года о прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Правительства Астраханской области законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 6 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области ФИО1 - без удовлетворения.