ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-364/202025И от 25.06.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск Дело № 7-364/2020 25 июня 2020 г.

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян, рассмотрев жалобу Зяблова А.Н., действующего на основании доверенности в качестве защитника публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» на постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 мая 2019 года, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 марта 2020 года, вынесенные в отношении юридического лица? публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),

установил:

постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 мая 2019 года ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 110 000 (сто десять тысяч) рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» Зяблов А.Н. обратился с жалобой в Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 марта 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, защитник ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» Зяблов А.Н., указанное решение просит отменить полностью, а производство по делу об административном правонарушении прекратить в виду недоказанности вины юридического лица.

Законный представитель ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», защитник Зяблов А.Н., начальник Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ФИО)2 извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Шкапова М.В., действующая на основании доверенности в качестве защитника ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», участвует в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи.

Оснований для признания обязательным присутствия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностного лица Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, не имеется.

При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив доводы жалобы и изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, заслушав защитника Шкапову М.В., судья приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьи 3, 4 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года № 200-ФЗ (далее – Лесной кодекс РФ) устанавливают - лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Юридические лица относятся к участникам данных отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») и другими федеральными законами.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, осуществляющее конкретный вид деятельности. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры, в частности по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно части 2 статьи 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», учитывая климатические, географические и иные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нормативно закрепило требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 года № 5-п).

Согласно указанному нормативно-правовому акту, организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов предписано оповещать контролирующие органы по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды по установленным формам.

В свою очередь на Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность обеспечить сбор информации об аварийности (инцидентах) на трубопроводах от организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, а также ведение реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Как следует из материалов дела 13 марта 2019 года от ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в адрес Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступило оперативное сообщение об аварии (инциденте). Согласно сообщению местом аварии (инцидента) являлось <место>

На основании полученной информации государственным инспектором (ФИО)1 было вынесено определение о возбуждении и дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25 марта 2019 года № 03-111/2019.

В рамках производства административного расследования Сургутским управлением по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» получены сведения об аварии (инциденте) на трубопроводе (л.д.138-139), согласно которым данный инцидент произошел на участке с географическими координатами широта - <данные изъяты>; долгота - <данные изъяты>, в результате чего на поверхность вылилось 0,1 тонна жидкости, и был загрязнен участок площадью 0,015 га. Источник загрязнения нефтепровод - <нефтесбор>.

Учитывая, что достоверность информации, представленной юридическим лицом в рамках исполнения требований Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 января 2011 года № 5-п презюмируется, сведения, направленные ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» по формам, утвержденным приложениями 8, 9 названного Постановления, обоснованно признаны доказательствами, отвечающими требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Принадлежность загрязненного земельного участка к землям лесного фонда, его предоставление в аренду ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» для дальнейшего использования установлена уполномоченными должностными лицами и подтверждается материалами дела (т. 1 л.д. 232-250, т. 2 л.д. 1-16).

Объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о невиновности юридического лица, либо его непричастности к в совершенному административному правонарушению ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

решил:

постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 мая 2019 года, решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 марта 2020 года, вынесенные в отношении юридического лица? ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения,

жалобу Зяблова А.Н., действующего на основании доверенности в качестве защитника публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» - без удовлетворения.

Судья

суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.Л. Полуян