ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-366/2021 от 15.09.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Котин Е.И. Дело № 7-366/2021

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 15 сентября 2021 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления товарищества собственников жилья «Уют» Лелюх И. В. на решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 15 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления товарищества собственников жилья «Уют» Лелюх И. В.,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Сибирское управление Ростехнадзора) Алексеева А.В. № А60-22-022/21/дл от 01 апреля 2021 года председатель правления товарищества собственников жилья «Уют» (далее ТСЖ «Уют») Лелюх И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Лелюх И.В. обжаловала его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 15 июня 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 КоАП РФ, заявитель просит отменить принятые по делу акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что обстоятельства, указанные должностном лицом в протоколе об административном правонарушении, не подтверждены материалами дела.

Просит учесть, что ТСЖ «Уют» были приняты меры по обеспечению безопасности работы лифтов: заключены договоры на комплексное техническое обслуживание лифтов и на проведение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования.

Считает, что специализированные организации, обслуживающие ТСЖ «Уют», обязаны своевременно сообщать об имеющихся нарушениях безопасности работы лифтов и о необходимости принятия мер по их устранению.

По мнению заявителя, выводы судьи о том, что факт привлечения подрядчиков для текущего содержания лифтового оборудования не исключает обязанности по регулярному контролю со стороны исполнительных органов ТСЖ «Уют» за ходом работ по содержанию и освидетельствованию, является ошибочным.

Отмечает, что материалы дела не содержат доказательств того, что обстоятельства, указанные в акте проверки нарушения, создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, влечет административную ответственность.

Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностного лица за действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №824 утвержден технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» («ТР ТС 011/2011», далее - Технический регламент).

Данный Технический регламент устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (пункт 2 статьи 1).

Из пункта 1 статьи 4 Технического регламента следует, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных Приложением 1 «Требования безопасности» (далее Приложений 1 Технического регламента).

Как следует из материалов дела, в период с 11 марта 2021 года по 01 апреля 2021 года на основании распоряжения заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора от 26 февраля 2020 года №РП-341-417-о по месту осуществления деятельности по адресу: <адрес> в отношении ТСЖ «Уют» проведена плановая выездная проверка с целью осуществления государственного контроля за соблюдением требований Технического регламента.

В ходе проверки установлено, что ТСЖ «Уют» является товариществом, созданным по решению собственников, обеспечивающим содержание общего имущества многоквартирного дома по вышеуказанному адресу.

ТСЖ «Уют» в Сибирском управлении Ростехнадзора поставлено на учет 8 пассажирских лифтов.

По результатам проверки выявлены нарушения обязательных норм и правил, установленных пунктами 1, 3.1 статьи 4 Технического регламента, подпунктами 1.4, 1.6, 128, 1.29 пункта 1 Приложения 1 Технического регламента, которые выразились в следующем:

- не обеспечена безопасность в период назначенного срока службы лифтов зав.№№ 323св-03, 373св-04, 303св-02, 348св-04, 200212147, 030103, 030101, 20020345 в правилах пользования лифтами, расположенных в кабинах лифтов, не указан режим «погрузка», лифты не оборудованы устройствами для блокировки из рукояток в отключенном положении;

- на лифтах зав.№№323св-03, 373св-04, 348св-04, 20020345 не обеспечена работоспособность средств для освещения кабины, предназначенной для перевозки людей, в том числе при перебое в электроснабжении;

- не обеспечена безопасность лифта зав.№323св03, 348св-04, 030103, 030101, 20020345 в части наличия средств для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом (не работают лампы светильников освещения в машинном помещении лифта и перед помещением);

- не обеспечена безопасность в период назначенного срока службы лифтов при проведении технического обслуживания, ремонта, осмотра в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя, а также при возможной эвакуации людей из остановившейся кабины: нет таблички «не включать, работают люди» (лифты зав.№№323св-03, 373св-04, 303св-02, 348св-04, 200212147, 030103, 030101, 20020345), число обрывов проволочек на тяговом канате превышает допустимое значение, указанное в Руководстве эксплуатации лифта (лифты зав.№200212147, 030103);

- не обеспечен безопасный доступ персонала к лифтовому оборудованию и электробезопасность персонала, поскольку оторвано крепление у светильника освещения в машинном помещении лифта (лифт зав.№200212147);

- не обеспечена безопасность лифта при эвакуации людей из остановившейся кабины персоналом: на штурвале лебедки не указано направление вращения (лифт зав.№030103);

- не обеспечена безопасность в период назначенного срока службы лифта при использовании по назначению: на кнопке отсутствует соответствующий символ (030101).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя правления ТСЖ «Уют» Лелюх И.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения в части выявленных нарушений подтверждаются представленными доказательствами, которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа дана надлежащая оценка, установлены все юридически значимые обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к обязанностям товарищества собственников жилья отнесено, в числе прочего, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.

В силу подпункта «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включаются, в числе прочего, лифты и лифтовые шахты.

Исходя из положений статей 147-149 ЖК РФ, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, в обязанности которого входит соблюдение законодательства, а исполнение этих обязанностей обеспечивается посредством указаний и распоряжений председателя правления.

Субъектом ответственности, установленной статьей 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.

Таким образом, ТСЖ «Уют», эксплуатируя лифты, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, несет ответственность за соблюдение требований технических регламентов применительно к безопасности лифтов.

Факт заключения со специализированными организациями договоров на техническое обслуживание и техническое освидетельствование не опровергает виновность председателя правления ТСЖ «Уют», поскольку в соответствии с данными договорами указанные организации взяли на себя обязательства только по техническому обслуживанию лифтового оборудования. Ряд требований, нарушение которых выявлено в рамках проверки, подлежит выполнению лицом, эксплуатирующим объект.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, Лелюх И.В., осуществляющая руководство текущей деятельностью ТСЖ и выполняющая организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечена к административной ответственности за несоблюдение требований Технического регламента.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы жалобы о необоснованной квалификации действий по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ по признаку наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку в оспариваемом постановлении должностным лицом не приведены мотивы, а материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что не соблюдение требований Технического регламента, обусловленное ненадлежащим исполнением своих обязанностей Лелюх И.В., как председателем правления ТСЖ «Уют», создало угрозу причинения жизни и здоровья граждан.

Так, исходя из перечня выявленных нарушений, как таковую грозу могут создавать нарушения, связанные с наличием превышающего числа обрывов проволочек на тяговом канате допустимого значения, указанного в Руководстве эксплуатации лифта. Между тем, материалы дела не позволяют сделать вывод, что указанное нарушение является следствием бездействия председателя правления «ТСЖ» Лелюх И.В.

Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица, не дал какой-либо правой оценки в части квалификации действий привлекаемого лица по данному признаку.

По таких обстоятельствах, принятые по делу акты подлежат изменению, с переквалификацией действий Лелюх И.В. с части 2 статьи 14.43 КоАП РФ на часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Судья областного суда, руководствуясь положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, учитывая конкретные обстоятельства правонарушения, данные о личности Лелюх И.В., отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и устранение выявленных нарушений на стадии проверки, приходит к выводу о назначении Лелюх И.В. административного наказания согласно санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере в сумме 10 000 рублей.

Правовых оснований для снижения назначенного наказания или для освобождения от административной ответственности согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление главного государственного инспектора Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № А60-22-022/21/дл от 01 апреля 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 15 июня 2021 года, вынесенные в отношении председателя правления товарищества собственников жилья «Уют» Лелюх И. В., изменить: переквалифицировать действия Лелюх И.В. на часть 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определив административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В остальной части принятые по делу акты оставить без изменения, жалобу Лелюх И.В. — удовлетворить частично.

Судья