ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-370(2 от 03.10.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-370(2)/2022

Судья Заболотникова О.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 03 октября 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 15 августа 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 от 20 июня 2022 года Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее также Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

На указанное постановление защитником Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО2 была подана жалоба в суд.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 15 августа 2022 года названное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, заявитель просит названное решение судьи районного суда от 15 августа 2022 года отменить, ссылаясь на его незаконность.

Указывает, что в соответствии с действующим законодательством такие обстоятельства, как личность и имущественное положение должника, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, нельзя считать обстоятельствами, которые характеризуют малозначительность правонарушения и их следует учитывать при назначении административного наказания.

Ссылается на то, что судом не был исследован тот факт, что на момент рассмотрения протокола об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю были предоставлены документы о том, что с взыскателем ФИО3 была произведена телефонная беседа, в ходе которой она выразила желание получить жилое помещение либо в г. Тамбове либо в пос. совхоза Селезневский Тамбовского района Тамбовской области, так как она там проживает, вместе с тем документов о том, что ей предлагали жилое помещение, представлено не было. При этом справка о телефонном звонке не может являться официальным документом, влекущим соответствующие юридические последствия, поскольку свидетельствует только о проведенной беседе, носящей формальный характер.

Также взыскателю было направлено уведомление о явке для заключения договора найма, однако в нем не было указано, где именно будет предложено жилое помещение и является ли оно, как того требует исполнительный документ, благоустроенным.

Судом не было проверено наличие у должника свободного жилого помещения, а при его отсутствии - наличие заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда, а также не была выяснена позиция взыскателя по исполнительному производству.

Полагает, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от административной ответственности, а наличие переписки в виде информирования о приобретении жилых помещений не может расцениваться как принятие должником достаточных мер к исполнению решения суда, в связи с чем вина Управления полностью доказана.

Автор жалобы ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явилась, ходатайство об отложении слушания дела ею не заявлено, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО2, считавшую обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило то обстоятельство, что оно не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 11 мая 2022 года после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Отменяя постановление от 20 июня 2022 года о привлечении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и прекращая производство по делу, судья районного суда пришла к выводу недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица.

Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным, исходя из следующего.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскания исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).

Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Тамбова, вступившим в законную силу 31 августа 2021 года, на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения, установленной для специализированных жилых помещений.

На основании исполнительного листа, выданного 04 марта 2022 года, судебным приставом-исполнителем 15 марта 2022 года в отношении Управления возбуждено исполнительное производство № ***-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках указанного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 марта 2022 года с Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 30 марта 2022 года должнику установлен новый срок для исполнения вышеуказанного решения суда – 11 мая 2022 года и установлена явка к судебному приставу-исполнителю 12 мая 2022 года для проверки исполнения решения суда.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением администрации Тамбовской области № 23 от 14 марта 2017 года утверждено Положение об Управлении градостроительства и архитектуры Тамбовской области.

В силу п. 3.1.28 названного Положения на Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области возложена функция по осуществлению в установленном порядке полномочий государственного заказчика в части приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот.

На основании распоряжения главы администрации Тамбовской области от 27 декабря 2017 года № 199 полномочия по закупке жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа переданы Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области.

Самостоятельными полномочиями по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не наделено.

Судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы заявителя установлены следующие обстоятельства.

В связи с отсутствием собственного жилья для распределения лицам названной категории Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области были совершены следующие действия в целях исполнения требований исполнительного документа по обеспечению ФИО3 жилым помещением.

24 марта 2022 года должностными лицами Управления была проведена телефонная беседа с ФИО3, в ходе которой взыскатель изъявила желание получить жилое помещение в г. Тамбове или в пос. совхоза Селезневский Тамбовского района Тамбовской области.

В связи с тем, что полномочия государственного заказчика в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Управление градостроительства и архитектуры области Управлением в адрес Управления градостроительства 24 марта 2022 года направлено письмо с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или пос. совхоза Селезневский для предоставления ФИО3

Из информации, полученной от Управления градостроительства в письме от 17 марта 2022 года, следовало, что по состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и г. Уварове. Одна квартира в г. Уварово принята и находится в стадии подготовки документов для регистрации. Три квартиры в г. Уварово и три квартиры в г. Моршанске переданы в комитет по управлению имуществом области.

Также, Управлением градостроительства объявлен 1 аукцион на приобретение 17 жилых помещений в г. Котовске и 3 аукциона (20+20+19) па приобретение 59 квартир в г. Мичуринске, путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Кроме того, Управление градостроительства сообщило, что в начале апреля 2022 года для приобретения на вторичном рынке жилья планируется размещение 3 аукционов в г. Кирсанове и 40 аукционов: в г. Уварово - 10, в г. Моршанске - 10, в г. Рассказово - 10, в Тамбовском районе - 10.

24 марта 2022 года в адрес ФИО3 направлено письмо с указанием выполненных Управлением мероприятий по обеспечению взыскателя жилым помещением.

18 апреля 2022 года Управлением в адрес Управления градостроительства вновь направлено письмо с просьбой о приобретении квартиры в г. Тамбове или пос. совхоза Селезневский Тамбовского района для исполнения решения Октябрьского районного суда и обеспечения жилым помещением ФИО3

Из информации, полученной 18 апреля 2022 года от Управления градостроительства, следовало, что из 20 размещенных извещений на приобретение квартир в г. Моршанске и г. Уварово под лимиты 2022 года с использованием федеральной субсидии состоялось торгов в г. Моршанске - 3, в г. Уварово - 4.

По состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и <...> квартиры в г. Уварово и 3 квартиры в г. Моршанске переданы в комитет по управлению имуществом области.

Кроме того, Управлением градостроительства заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в г. Котовске (зарегистрированы в Росреестре и находятся на стадии передачи в комитет но управлению имуществом области) и 4 контракта на приобретение 59 квартир в г. Мичуринске, путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Опубликовано 43 аукциона на приобретение квартир в г. Кирсанове, в Тамбовском районе, г. Рассказово, г. Моршанске и г. Уварово, из них состоялось в г. Кирсанове - 2, Тамбовском районе - 7, г. Рассказово - 3, г. Уварово - 6, в г. Моршанске торги не состоялись.

18 апреля 2022 года в адрес ФИО3 направлено письмо с указанием выполненных Управлением мероприятий по обеспечению взыскателя жилым помещением.

17 июня 2022 года ФИО3 был совершен телефонный звонок с целью предложить рассмотреть вариант обеспечения ее жилым помещением на территории Тамбовского района (с. Авдеевка, с. Столовое, с Б. Двойня), от предложенных вариантов ФИО3 отказалась, указав, что желает получить жилое помещение в г. Тамбове или с. Бокино Тамбовского района.

В связи с этим, 17 июня 2022 года Управлением вновь направлено письмо в адрес Управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры па территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района для предоставления ФИО3.

По информации Управления градостроительства, изложенной в письме от 11 мая 2022 года, Управлением градостроительства в декабре 2021 года в целях своевременного, результативного и эффективного исполнения полномочия по достижению показателя результативности в 2022 году было размещено 20 извещений на приобретение квартир в г. Моршанске и г. Уварово под лимиты 2022 года с использованием федеральной субсидии, из них состоялось торгов в г. Моршанске - 3, а в г. Уварово - 4.

По состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и <...> квартиры в г. Уварово и 3 квартиры в г. Моршанске переданы в комитет по управлению имуществом области.

Кроме того, Управлением заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в г. Котовске (зарегистрированы в Росреестре области и переданы в комитет по управлению имуществом области) и 4 контракта (15+15+15+14) на приобретение 59 квартир в г. Мичуринске путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Опубликовано 43 аукциона на приобретение квартир в г. Кирсанове, Тамбовском районе, г. Рассказово, г. Моршанске и г. Уварово, из них состоялось в г. Кирсанове - 2, Тамбовском районе - 7, г. Рассказово - 3, г. Уварово - 6, в г. Моршанске торги не состоялись.

17 июня 2022 года Управлением в адрес ФИО3 направлено письмо с указанием мероприятий, которые были предприняты Управлением по исполнению решения суда.

При наличии указанных обстоятельств судьей районного суда установлено, что Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в рамках исполнительного производства принимались своевременные, необходимые и исчерпывающие меры в пределах предоставленной законодательством компетенции к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем пришла к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Поводов не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных по настоящему делу обстоятельств, норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела судья районного суда обосновано пришла к выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Управления, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.

Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.

В настоящем судебном заседании установлено, что на основании договора найма жилого помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 2598 от 28 сентября 2022 года взыскателю ФИО3 (после заключения брака ФИО4) передана в пользование квартира 93 в доме 9 по проезду Школьный-1 в г. Тамбове общей площадью 33 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 15 августа 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов