Судья Кулик П.П. 7-372/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь | 23 марта 2022 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Хлебная База» ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хлебная База»,
установил:
Постановлением Кавминводского комплексного отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края №252 от 22.11.2021 ООО «Хлебная база» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей (далее – постановление от 22.11.2021).
Решением судьи Кировского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022 указанное постановление от 22.11.2021 оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Хлебная база» ФИО1 – без удовлетворения (далее – решение судьи от 28.01.2022).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, генеральный директор ООО «Хлебная База» ФИО1 считает решение судьи от 28.01.2022 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства. Указывает, что судом первой инстанции не учтено смягчающее обстоятельство: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный и муниципальный контроль.
Судом не был изучен вопрос о том, что в данном правонарушении отсутствует имущественный ущерб и вред, а также угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эксплуатация скважины достаточно ограничена и не имеет значительного воздействия на эксплуатацию других природно-техногенных систем.
Не учтено, что предприятие имеет сезонный вид работ и в настоящее время не ведется заготовка зерна, в связи с чем, финансовое положение ухудшилось. Коммерческая деятельность при добыче подземных вод не ведется. Предприятие относится к субъекту малого бизнеса. Допущенное нарушение совершено без умысла, не повлекло причинение ущерба бюджету Российской Федерации и иным лицам. Просит отменить решение от 28.01.2022 и принять по делу новое решение.
В судебное заседание явился Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор Сизов Д.В., который пояснил, что о судебном заседании в суде первой инстанции, назначенном на 28.01.2022 на 09 часов 00 минут прокурор был осведомлен посредством мониторинга информации, размещенной на официальном сайте краевого суда в сети Интернет в системе ГАС-Правосудие. Считает решение судьи от 28.01.2022 законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы ООО «Хлебная База» отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав мнение прокурора, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ч. 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ч. 3).
В соответствии с п. п. 2 и 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу статьи 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Из материалов дела следует, что Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором 12.10.2021 проведена проверка, по результатам которой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.10.2021 и вынесено постановление о назначении административного наказания №252 от 22.11.2021, которым юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Хлебная база» (далее – общество, привлекаемое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.
В постановлении от 22.11.2021 старший государственный инспектор Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ставропольского края, признав установленным, что общество имеет лицензию на право пользования недрами серии СТВ №00228 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для технического обеспечения водой объектов промышленности, зарегистрированную 30.03.2017, сроком действия до 30.03.2042, в пункте 3.3 которой предусмотрена обязанность владельца лицензии осуществлять мониторинг подземных вод в соответствии с программой, согласованной в установленном порядке, в пункте 7.1.3 ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным годом, представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края информационные и годовые отчеты, в том числе о результатах мониторинга подземных вод, пришла к выводу о том, что в течении всего срока эксплуатации участков подземных вод на лицензионном участке водозабора с 30.03.2017, то есть с момента государственной регистрации лицензии и по 12.10.2021, мониторинг подземных вод в соответствии с программой мониторинга, согласованной в установленном порядке, общество не ведет. Документов, подтверждающих ведение мониторинга, предусмотренных Разделом 10 Программы мониторинга, не представлено, до 20.01.2021 годовой отчет о результатах мониторинга подземных вод в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края общество не представило, что является нарушением ст. 22 Закона о недрах и влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, к которой подлежит привлечению юридическое лицо – ООО «Хлебная База».
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, подтверждается: постановлением о возбуждении производства по настоящему делу, копией лицензии на право пользования недрами СТВ 00228 ВЭ, прилагаемыми к лицензии Условиями пользования недрами, Программой работ по ведению мониторинга подземных вод на лицензионном участке недр ООО «Хлебная База», выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Хлебная База», постановлением о назначении административного наказания от 22.11.2021 и другими материалами.
В ходе рассмотрения данного дела судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.
При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья пришли к правильным выводам о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено ООО «Хлебная База» в минимальных пределах, предусмотренных санкцией статьи, в связи с чем не может быть признано чрезмерно суровым.
Обстоятельств, позволяющих назначить наказание ниже низшего предела санкции статьи или применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Кировского районного суда Ставропольского края от 28.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хлебная База» - оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Хлебная База» ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО2