ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-374(2 от 13.09.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-374(2)/2021

Судья Чепракова О.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 13 сентября 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 июня 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица - начальника отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора г. Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 130 от 03 июня 2021 года начальник отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 16 000 рублей.

На указанное постановление ФИО1 была подана жалоба в суд.

Решением судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 июня 2021 года обжалуемое постановление главного государственного инспектора г. Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 130 от 03 июня 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 июня 2021 года отменить, ссылаясь на его незаконность.

Указывает, что судьей районного суда не было учтено то обстоятельство, что в должностной инструкции начальника отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области нет указаний на исполнение им обязанностей по ремонту, контролю за ремонтом пожарных гидрантов, а также обязанностей по размещению указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, в связи с чем он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явился, ходатайство об отложении слушания дела им не заявлено.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В силу ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются также Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного Федерального закона.

Статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрены первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 65 Федерального закона № 123-ФЗ планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные данным Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.

Статьей 68 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрены основные требования к противопожарному водоснабжению поселений и городских округов, которые включают в себя обязательное наличие на территориях поселений и городских округов источников наружного противопожарного водоснабжения; классификацию 3 видов источников наружного противопожарного водоснабжения (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения согласно законодательству Российской Федерации и противопожарные резервуары).

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 48 Правил предусмотрено, что руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В силу п. 75 Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Постановлением администрации Тамбовской области от 20.04.2021 № 256 на территории Тамбовской области установлен особый противопожарный режим с 20 апреля по 01 октября 2021 года.

Пунктом 7 данного постановления рекомендовано руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований области: принять меры по обеспечению территорий запасами воды, предназначенной для целей пожаротушения, оборудованию водонапорных башен приспособлениями для забора воды пожарной техникой, обустройству естественных водоисточников подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей, а также по поддержанию в надлежащем состоянии пожарных гидрантов. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусмотреть автономные резервные источники электроснабжения.

Из материалов дела усматривается, что 03 июня 2021 года в 15 час. 00 мин. в период действия на территории Тамбовской области особого противопожарного режима, введенного постановлением администрации Тамбовской области от 20.04.2021 № 256, в ходе проведения внеплановой проверки в отношении администрации г. Моршанска Тамбовской области были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные статьями 6, 63, 65, 68 Федерального закона № 123-ФЗ, пунктами 48, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, выразившиеся в неисправности пожарных гидрантов по улицам ***.

Постановлением администрации г. Моршанска Тамбовской области от 25.06.2013 № 818 «О порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города Моршанска» ответственность за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Моршанска возложена на отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области.

Распоряжением главы администрации г. Моршанска Тамбовской области от 02.09.2013 № 80-р-л/с на ФИО1 было возложено исполнение обязанностей начальника отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области.

Организация выполнения мер пожарной безопасности в рассматриваемом деле возложена на отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области.

Из должностной инструкции начальника отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области следует, что в обязанности названного должностного лица входит, в том числе организация и контроль осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств ТП РСЧС к действиям при их возникновении.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

Таким образом, указанные выше нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима были допущены должностным лицом ФИО1, который ненадлежащим образом исполнял организационно-распорядительные функции, не организовал работу отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области по выполнению первичных мер пожарной безопасности.

Факт нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией распоряжения главы администрации г. Моршанска Тамбовской области от 02 сентября 2013 года, копией должностной инструкцией ФИО1 и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, ранее являлись предметом проверки судьи районного суда, получили надлежащую правовую оценку.

Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судьи районного суда, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных всеми инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ для должностных лиц.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей районного суда в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

решил:

постановление главного государственного инспектора г. Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 130 от 03 июня 2021 года и решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 июня 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной подготовки администрации г. Моршанска Тамбовской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов