ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-375(2 от 12.10.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-375(2)/2022

Судья Заболотникова О.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 12 октября 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 августа 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. от 23 июня 2022 года Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее также Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

На указанное постановление защитником Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Харитоновой Н.О. была подана жалоба в суд.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 августа 2022 года названное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, заявитель просит названное решение судьи районного суда от 30 августа 2022 года отменить, ссылаясь на его незаконность.

Указывает, что в соответствии с действующим законодательством такие обстоятельства, как личность и имущественное положение должника, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, нельзя считать обстоятельствами, которые характеризуют малозначительность правонарушения и их следует учитывать при назначении административного наказания.

Ссылается на то, что судом не был исследован тот факт, что на момент рассмотрения протокола об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю были предоставлены документы о том, что с взыскателем Канищевым С.А. была произведена телефонная беседа, в ходе которой он выразил желание получить жилое помещение в г. Тамбове, так как он там проживает, вместе с тем документов о том, что ему предлагали жилое помещение, представлено не было. При этом справка о телефонном звонке не может являться официальным документом, влекущим соответствующие юридические последствия, поскольку свидетельствует только о проведенной беседе, носящей формальный характер.

Также взыскателю было направлено уведомление о явке для заключения договора найма, однако в нем не было указано, где именно будет предложено жилое помещение и является ли оно, как того требует исполнительный документ, благоустроенным.

Судом не было проверено наличие у должника свободного жилого помещения, а при его отсутствии - наличие заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда, а также не была выяснена позиция взыскателя по исполнительному производству.

Полагает, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от административной ответственности, а наличие переписки в виде информирования о приобретении жилых помещений не может расцениваться как принятие должником достаточных мер к исполнению решения суда, в связи с чем вина Управления полностью доказана.

Автор жалобы Иванова К.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явилась, ходатайство об отложении слушания дела ею не заявлено, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Харитонову Н.О., считавшую обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило то обстоятельство, что оно не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 17 мая 2022 года после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Отменяя постановление от 23 июня 2022 года о привлечении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и прекращая производство по делу, судья районного суда пришла к выводу недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица.

Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным, исходя из следующего.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскания исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).

Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Тамбова, вступившим в законную силу 14 июля 2021 года, на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области возложена обязанность предоставить Канищеву С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади помещения по договору социального найма.

На основании исполнительного листа, выданного 03 августа 2021 года, судебным приставом-исполнителем 07 сентября 2021 года в отношении Управления возбуждено исполнительное производство № ***-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках указанного исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 октября 2021 года с Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 18 апреля 2022 года должнику установлен новый срок для исполнения вышеуказанного решения суда – 17 мая 2022 года и установлена явка к судебному приставу-исполнителю 18 мая 2022 года для проверки исполнения решения суда.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением администрации Тамбовской области № 23 от 14 марта 2017 года утверждено Положение об Управлении градостроительства и архитектуры Тамбовской области.

В силу п. 3.1.28 названного Положения на Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области возложена функция по осуществлению в установленном порядке полномочий государственного заказчика в части приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот.

На основании распоряжения главы администрации Тамбовской области от 27 декабря 2017 года № 199 полномочия по закупке жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа переданы Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области.

Самостоятельными полномочиями по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не наделено.

Судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы заявителя установлены следующие обстоятельства.

В связи с отсутствием собственного жилья для распределения лицам названной категории Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области были совершены следующие действия в целях исполнения требований исполнительного документа по обеспечению Канищева С.А. жилым помещением.

17 сентября 2021 года и 07 октября 2021 года Управлением Канищеву С.А. были направлены приглашения для заключения договора найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории Тамбовской области.

25 октября 2021 года, 27 октября 2021 года и 29 октября 2021 года сотрудниками Управления были осуществлены звонки Канищеву С.А. с целью приглашения для заключения договора найма специализированного жилищного фонда, но телефон, оставленный им для связи, был недоступен.

02 ноября 2021 года и 26 ноября 2021 года Канищеву С.А. вновь высланы приглашения прибыть в Управление.

14 декабря 2021 года должностными лицами Управления была проведена телефонная беседа с Канищевым С.А., в ходе которой ему были предложены варианты предоставления жилых помещений па территории Изосимоского сельского Совета Мичуринского района Тамбовской области, а также на территории Тамбовского района (с. Авдеевка, с. Б. Двойня, с. Селезни, с. Столовое), на что взыскатель ответил отказом, пояснив, что желает получить жилое помещение на территории г. Тамбова, п. Строитель Тамбовского района или с. Бокино Тамбовского района Тамбовской области.

В связи с тем, что полномочия государственного заказчика в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Управление градостроительства и архитектуры области, Управлением в адрес Управления градостроительства 15 декабря 2021 года было направлено письмо с просьбой о приобретении квартиры па территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района или п. Строитель для предоставления Канищеву С.А.

Из информации, полученной от Управления градостроительства, следовало, что опубликовано 107 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе в пос. Мичурина и 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района. В том же ответе Управление градостроительства указало, что проведены торги на приобретение 14 квартир на вторичном рынке жилья в административных центрах Тамбовского района и 8 квартир на первичном рынке жилья в г. Тамбове (находятся на стадии заключения контрактов). Контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района зарегистрирован в Росреестре Тамбовской области, документы для дальнейшего оформления направлены в Комитет по управлению имуществом области.

В данном письме также было указано, что в целях своевременного, результативного и эффективного исполнения полномочия по достижению показателя результативности в 2022 году Управление градостроительства рассматривает вопрос начала проведения закупочных процедур в 2021 году, однако из-за недостатка денежных средств, запланированных в бюджете Тамбовской области - 316 338,6 тысяч рублей на 2022 год в сопоставлении с планируемым показателем - 280 квартир, начать закупочные процедуры не представляется возможным.

15 декабря 2021 года Управлением в адрес Канищева С.А. направлено письмо с указанием мероприятий, который были предприняты Управлением по исполнению решения суда.

12 января 2022 года Управлением вновь направлено письмо в адрес Управления градостроительства с просьбой о приобретении жилого помещения для Канищева С.А. с целью исполнения решения суда.

Из информации Управления градостроительства следовало, что опубликовано 107 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе в пос. Мичурина и 1 контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района.

В том же ответе указано, что Управлением градостроительства проведены торги па приобретение 14 квартир на вторичном рынке жилья в 15 административных центрах Тамбовского района и 8 квартир на первичном рынке жилья в г. Тамбове (все квартиры приняты и находятся на регистрации в Росреестре). В целях своевременного, результативного и эффективного исполнения полномочий по достижению показателя результативности в 2022 году, Управлением градостроительства размещено 20 извещений на приобретение квартир в г. Моршанске и в г. Уварово под лимиты 2022 года с использованием федеральной субсидии.

12 января 2022 года Управлением в адрес Канищева С.А. направлено письмо с указанием мероприятий, предпринятых Управлением по обеспечению взыскателя жилым помещением.

10 февраля 2022 года Управлением вновь было направлено письмо в адрес Управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или Тамбовского района для Канищева С.А. с целью исполнения решения суда.

Из ответа Управления градостроительства следовало, что из 20 размещенных в 2021 году извещений на приобретение квартир в г. Моршанске и г. Уварово состоялось 15 торгов, в г. Моршанске - 3, в г. Уварово - 4, из них заключен 1 контракт в г. Моршанске и 2 контракта в г. Уварово, остальные контракты находятся на стадии заключения.

15 февраля 2022 года Управлением в адрес Канищева С.А. было направлено письмо с указанием мероприятий, выполненных Управлением с целью исполнения решения суда.

14 марта 2022 года Управлением вновь было направлено письмо в адрес Управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района для Канищева С.А.

Из информации Управления градостроительства следовало, что из 20 размещенных в 2021 году извещений на приобретение квартир в г. Моршанске и г. Уварово состоялось торгов в г. Моршанске - 3, в г. Уварово - 4. По состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и г. Уварово, 1 квартира в г. Уварово принята и находится на стадии подготовки документов для регистрации, 3 квартиры в г. Уварово и 2 квартиры в г. Моршанске приняты и находятся на стадии оформления в Росреестре области, 1 квартира в г. Моршанске зарегистрирована и передана в комитет по управлению имуществом области.

14 апреля 2022 года Управлением вновь было направлено письмо в адрес Управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района для Канищева С.А. с целью исполнения решения суда.

Также 14 апреля 2022 года Управлением в адрес Канищева С.А. было направлено письмо с указанием мероприятий, выполненных Управлением с целью исполнения решения суда.

13 мая 2022 года Управлением вновь было направлено письмо в адрес Управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова или с. Бокино Тамбовского района для Канищева С.А.

Из ответа Управления градостроительства следовало, что Управлением градостроительства в декабре 2021 года в целях своевременного, результативного и эффективного исполнения полномочия по достижению показателя результативности в 2022 году было размещено 20 извещений на приобретение квартир в г. Моршанске и г. Уварово под лимиты 2022 г. с использованием федеральной субсидии, из них состоялось торгов в г. Mopшанске - 3, а в г. Уварово - 4.

По состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и г. Уварово, 4 квартиры в г. Уварово и 3 квартиры в г. Моршанске переданы в комитет по управлению имуществом области.

Кроме того, Управлением заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в г. Котовске (зарегистрированы в Росресстре области и переданы в комитет по управлению имуществом области) и 4 контракта (15+15+15+14) на приобретение 59 квартир в г. Мичуринске путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Опубликовано 43 аукциона на приобретение квартир в г. Кирсанове, Тамбовском районе, г. Рассказово, г. Моршанске и г. Уварово, из них состоялось в г. Кирсанове - 2, Тамбовском районе - 7, г. Рассказово - 3, г. Уварово - 6, в г. Моршанске торги не состоялись.

13 мая 2022 года Управлением в адрес Канищева С.А. было направлено письмо с указанием мероприятий, выполненных управлением с целью исполнения решения суда.

17 июня 2022 года Канищеву С.А. был совершен телефонный звонок с предложением рассмотрения варианта обеспечения жилым помещением на территории Тамбовского района (с. Авдеевка, с. Столовое, с Б. Двойня) Тамбовской области, но телефонная беседа не состоялась, т.к. абонент на телефон не отвечал.

В связи с желанием Канищева С.Л., изъявленным ранее, 20 июня 2022 года Управлением вновь направлено письмо в адрес Управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова для предоставления Канищеву С.А.

По информации Управления градостроительства, изложенной в письме, Управлением градостроительства по состоявшимся торгам заключены все контракты в г. Моршанске и г. Уварово, 4 квартиры в г. Уварово и 3 квартиры в г. Моршанске переданы в комитет по управлению имуществом области.

Кроме того, Управлением заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в г. Котовске (зарегистрированы в Росреестре области и переданы в комитет по управлению имуществом области) и 4 контракта (15+15+15+14) на приобретение 59 квартир в г. Мичуринске путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Опубликовано 43 аукциона на приобретение квартир в г. Кирсанове, Тамбовском районе, г. Рассказово, г. Моршанске и г. Уварово, из них состоялось в г. Кирсанове - 2, Тамбовском районе -7(1 квартира с. Авдеевка, 2 квартиры в с. Б. Двойня находятся на регистрации в Росресстре области, 1 квартира в с. Столовое и 1 квартира в с. Б. Двойня переданы в комитет по управлению имуществом области), г. Рассказово - 3 (2 квартиры переданы в комитет по имуществу области, 1 квартира на регистрации в Росресстре области), г. Уварово - 6 (3 квартиры находятся на регистрации в Росресстре области, 3 квартиры переданы в комитет по имуществу области), в г. Моршанске торги нс состоялись.

20 июня 2022 года Управлением в адрес Канищева С.А. направлено письмо с указанием мероприятий, которые были предприняты по исполнению решения суда с разъяснением о дополнительной мере социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищного сертификата).

При наличии указанных обстоятельств судьей районного суда установлено, что Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в рамках исполнительного производства принимались своевременные, необходимые и исчерпывающие меры в пределах предоставленной законодательством компетенции к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем пришла к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Поводов не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется, они сделаны с учетом совокупности установленных по настоящему делу обстоятельств, норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела судья районного суда обосновано пришла к выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Управления, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.

Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 августа 2022 года, вынесенное в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов