Дело № 7-379(2)/2022
Судья Воронцова Е.С.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 19 октября 2022 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «КомЭк» (далее также ООО «КомЭк», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 04-095/2022 от 18 мая 2022 года (далее также постановление должностного лица № 04-095/2022 от 18 мая 2022 года) ООО «КомЭк» признано виновным в совершении административного, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На указанное постановление генеральным директором ООО «КомЭк» ФИО2 была подана жалоба в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 сентября 2022 года постановление должностного лица № 04-095/2022 от 18 мая 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании п.п. 6 и 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит названное решение судьи районного суда от 14 сентября 2022 года отменить и оставить без изменения вынесенное им постановление № 04-095/2022 от 18 мая 2022 года.
Указывает, что в ходе проведения в отношении ООО «КомЭк» проверки было установлено, что сведения, содержащиеся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее также объекты НВОС), не соответствуют данным предоставленной инвентаризации источников выброса, поскольку количество источников выбросов загрязняющих веществ в заявлении указано 23 штуки, а в документах инвентаризации - 17 штук.
Также было установлено несоответствие количественных показателей выбросов и содержащихся данных в заявлении об объектах НВОС данным, указанным в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности от 11 октября 2016 года.
При этом общество не отразило в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год принятые для захоронения от регионального оператора отходы IV класса опасности.
Считает, что в указанных действиях ООО «КомЭк» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Указывает, что срок выявления административного правонарушения определяется временем составления акта проверки, то есть в данном случае -11 октября 2021 года, а поскольку срок привлечения к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ составляет один год, вывод судьи районного суда об истечении данного срока на момент вынесения постановления о назначении административного наказания является ошибочным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, выслушав защитника ООО «КомЭк» Герасимова Р.А., считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В силу п.п. 2, 3 ст. 16.4 указанного Федерального закона отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «КомЭк» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, послужило нарушение требований статей 69.2, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в том, что обществом неправильно оформлена заявка на постановку объекта, расположенного по адресу: промплощадка № 1 в Тамбовском районе Тамбовской области, примерно в 2700 м по направлению на северо-запад от п. Первомайский, код объекта: 68-0168-000206-П, I категория, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, с имеющимся несоответствием количества источников в заявке и действующей инвентаризации, с отсутствием нумерации источников выбросов в соответствии с инвентаризацией и несоответствии числа видов отходов, указанных в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности от 11 октября 2016 № 06800101. Также установлено, что обществом представлена неверная информация в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год и характеристике объекта размещения отходов от 01 ноября 2016 года.
По результатам рассмотрения жалобы законного представителя общества решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 сентября 2022 года постановление должностного лица № 04-095/2022 от 18 мая 2022 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При этом судья районного суда исходила из того, что в рассматриваемом случае обязанность ООО «КомЭк» по оформлению заявления на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подлежала исполнению в 2017 году, а относительно представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год – 20 апреля 2021 года. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел составляет один год, указанный срок на момент вынесения постановления о назначении административного наказания истек.
Проверяя доводы жалобы должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания, сводящиеся к признанию выявленного правонарушения длящимся, считаю, что в рассматриваемом случае вменяемое ООО «КомЭк» правонарушение не является длящимся.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления.
В рассматриваемом случае с учетом положений п. 2 ст. 69.2 и п.п. 2, 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» судьей районного суда мотивированно установлено, что обязанность ООО «КомЭк» по оформлению заявления на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подлежала исполнению в 2017 году, а относительно представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год – 20 апреля 2021 года.
Таким образом, является правильным вывод судьи районного суда о том, что рассматриваемое административное правонарушение является оконченным и его нельзя признать длящимся. Следовательно, срок давности привлечения ООО «КомЭк» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ на момент вынесения постановления о назначении административного наказания истек.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 сентября 2022 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении ООО «КомЭк» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов