ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-38(1 от 08.06.2020 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-38(1)/2020

Судья Яковлева М.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 8 июня 2020 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев протест прокурора Октябрьского района г.Тамбова Пчелинцева А.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 11 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

В отношении ФИО1 составлен 10 марта 2020 года протокол об административном правонарушении *** о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с применением доставления в УМВД России по г. Тамбову.

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 11 марта 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В вину ФИО1 вменено, что он, являясь гражданином Республики Молдова, не имеет документов, подтверждающих право пребывания на территории РФ, чем допустил нарушение ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Не согласившись с указанным постановлением судьи, прокурор Октябрьского района г.Тамбова Пчелинцев А.В. обратился в вышестоящий суд с протестом о его отмене и возвращении дела на новое рассмотрение.

Указывает, что в качестве основания для отказа в выдворении ФИО1 за пределы Российской Федерации суд указал данные о его личности, а именно, наличие гражданской супруги и совместного несовершеннолетнего ребенка гражданина РФ. Однако, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы подтверждающие данные факты, кроме устного заявления ФИО1, сделанного в ходе судебного заседания.

В тоже время, в материалах дела имеются сведения о том, что 14.11.2019 Ногинским районным судом Московской области ФИО1 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 222 УК РФ, ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком 1 год 8 месяцев, в связи с чем, он отбывал наказание в местах лишения свободы на территории Российской Федерации.

Кроме того, ФИО1 за совершение преступления на территории республики Молдова Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда республики Молдова объявлен в межгосударственный розыск стран ОР (м), в связи с чем, находился под арестом в ФКУ СИЗО №1 г. по Тамбовской области, откуда 10.03.2020 был освобожден. Однако судом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, данным фактам должная оценка не дана.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сморокову И.В., поддержавшую протест, проанализировав доводы протеста прокурора, прихожу к следующему.

Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, и это следует из протокола об административном правонарушении, 10.03.2020 в 17:23 ч. у дома 55 по ул. Мичуринская гражданин Республики Молдова ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет документов, подтверждающих право пребывания на территории РФ, что является нарушением требований ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан и лиц без гражданства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Страсбург 16 сентября 1963 года) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

В силу статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядком или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, а также не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, (Постановления от 28 мая 1985 года по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства», ? 68; от 19 февраля 1996 г. по делу «Гюль (Gul) против Швейцарии», ? 38; от 10 марта 2011 г. по делу «ФИО2 (Kiyutin) против России», ? 53 и др.).

Рассматривая материала дела об административном правонарушении, судья районного суда пришел к вводу о доказанности вины ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения и назначил наказание с учетом положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, то есть без назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем, в материалах дела не имеется сведений, подтверждающих наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения положений. Такие сведения не представлены ни самим ФИО1, и не были истребованы судьей.

Поэтому ввод судья является преждевременным.

Кроме того, прокурор в своем протесте указывает о необходимости при рассмотрении дела по существу учитывать и оценивать сведения о том, что ФИО1 имеет судимость по приговору Ногинского районного суда Московской области от 14.11. по ч.1 ст. 222 УК РФ, он отбывал наказание в местах лишения свободы 1 год 8 месяцев на территории Российской Федерации. При этом данные сведения прокурором не представлены, равно как не представлены УМВД России по г. Тамбову при формировании материалов дела.

Кром того, а материалах дела имеется справка ФКУ СИЗО-1 г. Тамбова об освобождении ФИО1, из которой следует, что с 30.01.2020 он содержался в названном учреждении и был освобожден 10.03.2020 на основании постановления прокурора Октябрьского района г. Тамбова от 10.03.2020, тогда как основания содержания и освобождения ФИО1 10.03.2020, то есть в день составление протокола об административном правонарушении, прокурор не предоставил.

При вынесении оспариваемого решения судом не проверялся срок пребывания ФИО1 на территории РФ.

При таких обстоятельствах в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Срок привлечения к ответственности не истек. Поэтому решение судьи от 11 марта 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье Октябрьского районного суда г. Тамбова.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 11 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО1 отменить, дело возвратить судье Октябрьского районного суда г. Тамбова на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Ю.А. Курохтин