Верховный суд Республики Дагестан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Ленинский районный суд г.Махачкалы № 7-38/2012 г.
судья Гаджиев Ш.М.
Верховный суд Республики Дагестан
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала 10 февраля 2012 года
Судья Верховного суда Республики Дагестан Ашуров А.И., рассмотрев жалобу Государственного инспектора Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 07 декабря 2011 г. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
у с т а н о в и л:
Государственным инспектором Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 по результатам проведенной им проверки, вынесено определение от 30 сентября 2011 г. № 169-3 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении от 31 октября 2011 г. № 169-3. Индивидуальному предпринимателю ФИО2 (магазин «Гефест») вменено в вину нарушение ст.9, п.1 ст.15 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», а именно: осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I - IV класса опасности без соответствующей лицензии; отсутствие свидетельства, подтверждающее о прохождении соответствующей профессиональной подготовки на право работы с отходами I - IV класса опасности; отсутствие специализированного помещения (помещение под замком, без допуска посторонних лиц) для складирования пришедших в негодность, отработанных люминесцентных (ртутьсодержащих) ламп (отходов I-го класса опасности); отсутствие договора на сдачу, передачу опасных отходов.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 07 декабря 2011 г. производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Государственный инспектор Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 считает постановление судьи незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять решение о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 к административной ответственности. По мнению автора жалобы, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении, сознательно не указал в постановлении заявленные нарушения, что является нарушением п.п.4, 6 ч.1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составлен на основании выявленных нарушений в ходе плановой выездной проверки, в ходе которой индивидуальный предприниматель не представил документы о наличии специального помещения для хранения опасных отходов и не обеспечил доступ к такому помещению. При обращении с отходами производства, индивидуальный предприниматель размещает (хранит) их на своей территории без соответствующей лицензии и в отсутствие свидетельства, подтверждающего о прохождении соответствующей профессиональной подготовки на право работы с отходами такой категории. Доводы индивидуального предпринимателя об отсутствии организаций, осуществляющих сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, не освобождает его от соблюдения требований федерального законодательства.
Стороны, будучи надлежаще уведомлены о месте и времени, на рассмотрения дела об административном правонарушении в назначенное время не явились, ходатайства об отложении рассмотрения не подали.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Пунктами 1, 3 и 4 ст.18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В отзыве на протокол об административном правонарушении, индивидуальный предприниматель ФИО2 утверждает, что занимается деятельностью по розничной торговле бытовой техникой, которая не относится к категории I - IV класса опасности, соответственно у него нет оснований получать лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I - IV класса опасности, также его деятельность не предполагает наличие в штате лица, имеющего специальную профессиональную подготовку, подтвержденную лицензиями на право работы с отходами данной категории, а специальная тара для накопления отработанных люминесцентных ламп находится в подсобном помещении в соседнем арендуемом здании, организация утилизации ртутьсодержащих ламп, должна производиться специализированными организациями, информирование о которых должно осуществляться органами местного самоуправления, в законе отсутствует требование о наличии помещения для складирования «под замком, без допуска посторонних лиц».
Государственным инспектором Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 не представлено доказательств того, что индивидуальный предприниматель ФИО2 осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления».
Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; а накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Поскольку ст.18 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не установлена обязанность субъектов малого и среднего предпринимательства разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Государственному инспектору Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 следовало доказать, что индивидуальный предприниматель ФИО2 не относится к таким субъектам.
Согласно пункту 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. № 681. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"отработанные ртутьсодержащие лампы" - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента;
"использование отработанных ртутьсодержащих ламп" - применение отработанных ртутьсодержащих ламп для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или получения энергии;
"потребители ртутьсодержащих ламп" - юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением;
"накопление" - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп;
"специализированные организации" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Согласно пунктов 4-9 названных Правил:
- потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп;
- накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов;
-не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.
- потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
- органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
- сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Согласно протокола осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20 октября 2011 г. №169-3ос, Государственным инспектором Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 произведен осмотр только лишь торгового зала магазина по продаже теле- видеоаппаратуры и бытовой техники. Осмотром зафиксировано использование люминесцентных ртутьсодержащих ламп в количестве 10 штук.
Однако, ни в акте проведенной в период с 26 сентября 2011 г. по 30 сентября 2011 г. проверки, ни в протоколе осмотра от 20 октября 2011 г. не выявлено и не зафиксировано наличие отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп, накопление которых осуществлено с нарушением указанных выше правил. Отсутствие у индивидуального предпринимателя ФИО2 специальной тары для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп ничем не установлено, его довод в о наличии у него такой тары не опровергнут.
Также являются не состоятельными доводы автора жалобы, который считает, что индивидуальный предприниматель ФИО2 должен был пройти специальную профессиональную подготовку, получить свидетельство на право работы с отходами I - IV класса и получить лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов со ссылкой на то, что на территории г.Махачкалы отсутствует предприятие осуществляющее утилизацию ртутьсодержащих ламп, и органом местного самоуправления не производится сбор данных отходов, сославшись на то, что ртутьсодержащие лампы у предпринимателя хранятся более шести месяцев, что подразумевает хранение (размещение) отходов.
Таким образом, поскольку факт осуществления индивидуальным предпринимателем ФИО2 накопления отходов не подтвержден, а образование отходов не является обращением с отходами, судья сделал правильный вывод о недоказанности осуществления индивидуальным предпринимателем ФИО2 деятельности по обращению с отходами, а следовательно, о неправомерности привлечения его к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
р е ш и л:
Постановление судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 07 декабря 2011 г. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Государственного инспектора Махачкалинского межрайонного комитета по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан А.И. Ашуров