Дело № 7-380/2022 Судья: Горбатова Г.В.
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2022 года город Челябинск
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А. при секретаре Кузнецовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «ММК» по жалобе защитника ПАО «ММК» Шепилова С.В. на постановление государственного инспектора РФ, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по гор. Магнитогорску и надзора в области охраны атмосферного воздуха ФИО1 от 18 октября 2021 года, и решение Правобережного районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 18 января 2022 года,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по гор. Магнитогорску и надзора в области охраны атмосферного воздуха ФИО1 от 18 октября 2021 года ПАО «ММК» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 18 января 2022 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения
В жалобе, поступившей в адрес Челябинского областного суда, защитник ПАО «ММК» Шепилов С.В. просит решение суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что ПАО «ММК», являясь добросовестным природопользователем, предприняло все действия для своевременной разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку 23 декабря 2020 года и 28 декабря 2020 года направило заявки на получение комплексного экологического разрешения и обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на период до получения комплексного разрешения.
Представитель Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.
Представители и защитники ПАО ММК в судебном заседании участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ признаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения ФИО2, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ, положения данного закона приведены в настоящем постановлении в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ПАО «ММК» к административной ответственности).
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, в период с 30 августа 2021 года по 24 сентября 2021 года была проведена плановая выездная проверка юридического лица ПАО «ММК».
Согласно акта выездной проверки № от 22 сентября 2021 года установлено, что ПАО «ММК» осуществляет деятельность без утвержденного нормативов образования отходов производства и потребления лимитов на их размещение с 11 мая 2021 года.
Постановлением № от 18 октября 2021 года государственного инспектора экологического надзора гор. Магнитогорска ФИО1, ПАО «ММК» привлечено к административной ответственности за не исполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления лимитов на их размещение, а также направлению проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение на утверждение в уполномоченный орган - Уральское межрегиональное Управление Ропррироднадзора. ПАО «ММК» выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, регистрационный номер документа – 3518. Лимит на размещение отходов установлен с 11 мая 2016 года, сроком действия на 05 лет, соответственно, нормативы действуют до 11 мая 2021 года. С 12 мая 2021 года ПАО «ММК» осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии вины ПАО «ММК» и правильно квалифицировали действия общества по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ.
Указание заявителя на то, что ПАО «ММК», являясь добросовестным природопользователем, предприняло все действия для своевременной разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку 23 декабря 2020 года и 28 декабря 2020 года направило заявки на получение комплексного экологического разрешения и обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на период до получения комплексного разрешения, не влекут отмену или изменение постановления судьи, поскольку не исключают наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью части 7 статьи 8.2 КоАП РФ в действиях ПАО «ММК».
Факт совершения ПАО «ММК» вмененного административного правонарушения, и виновность в его совершении подтверждены исследованными судьей районного суда доказательствами, такими как протокол об административном правонарушении от 06 октября 2021 года, акт выездной проверки от 22 сентября 2021 года, относимость, допустимость и достоверность которых является достаточной для рассмотрения дела по существу и вынесения постановления о привлечении ПАО «ММК» к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с актами должностного лица административного органа и районного суда, приходит к выводу, что ПАО «ММК» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но привлекаемым лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, поскольку достаточных доказательств предпринятия обществом всех возможных мер для соблюдения соответствующих требований законодательства, заявителем представлено не было.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции и не ставят под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ПАО «ММК» в пределах санкции части 7 статьи 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора РФ, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по гор. Магнитогорску и надзора в области охраны атмосферного воздуха ФИО1 от 18 октября 2021 года, решение Правобережного районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 18 января 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «ММК» оставить без изменения, жалобу защитника Шепилова С.В. - без удовлетворения.
Судья А.А. Жуков