ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-383/2021 от 30.09.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Одинцов М.А. Дело № 7-383/2021

УИД 58RS18-01-2021-001497-74

РЕШЕНИЕ

30 сентября 2021 года город Пенза

Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 22 июля 2021 года № 12-179/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главного бухгалтера Министерства образования Пензенской области ФИО2,

УСТАНОВИЛА:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области (далее - УФК по Пензенской области) ФИО1 от 16 февраля 2021 года должностное лицо - начальник управления бухгалтерского учета, отчетности, контроля имущественных отношений, капитального ремонта, государственных закупок - главный бухгалтер Министерства образования Пензенской области (далее - министерство) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, была освобождена от административной ответственности за малозначительностью с объявлением устного замечания.

Определением судьи Ленинского районного суда от 12 мая 2021 года жалоба руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО1 передана на рассмотрение по подведомственности в Первомайский районный суд г. Пензы.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 22 июля 2021 года постановление руководителя УФК по Пензенской области отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление, просит решение судьи отменить, полагает выводы об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ ошибочными, поскольку судом не учтено, что в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019
№ 1614 (далее также Правил № 1614), размер межбюджетного трансферта в целях поощрения региональных и муниципальных управленческих команд за достижение показателей оценки эффективности деятельности для конкретного субъекта Российской Федерации определен исходя из значений достижения конкретного значения показателя, за отчетный период, установленный для исполнения каждого конкретного показателя. В частности, достижение установленного значения (уровня) показателя «Уровень образования», за исполнение которого ответственно Министерство образования Пензенской области, учтено в сводной оценке достижения значения показателей только за 2018 год относительно его установленного значения (уровня) на 2018 год. Между тем, семь работников Министерства образования Пензенской области, которым были произведены выплаты поощрения за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных на основании Правил № 1614, были приняты на государственную службу в 2019 году, в связи с чем в 2018 году данные лица никак не могли своей работой способствовать достижению Пензенской областью показателя «Уровень образования за 2018 год», являвшегося основанием для предоставления и распределения Пензенской области иного межбюджетного трансферта. При этом формула расчета сводного значения оценки достижения значения показателей, изложенная в пункте 10 Правил № 1614, не содержит достижение установленного значения (уровня) показателя в субъекте Российской Федерации исключительно в 2019 году относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год. В связи с чем, ФИО2 незаконно произвела перечисления в Фонд социального страхования в размере 3,1 %, в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1 % и в Пенсионный фонд в размере 22% с денежного поощрения, выплаченного семи должностным лицам Миобразования Пензенской области: К.Е.В.., Ч.Н.Н.., М.О.Н.., С.К.В.Т.Г.Г.., М.Д.В.., В.А.И.

В письменных возражениях на данную жалобу, поступивших в Пензенский областной суд 27 сентября 2021 года, ФИО2 просит решение судьи оставить без изменения.

На рассмотрение жалобы руководитель УФК по Пензенской области ФИО1 не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель УФК по Пензенской области по доверенности ФИО3 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

ФИО2 и ее защитник Маюрова О.Е., допущенная к участию в деле по письменному заявлению, просили решение суда оставить без изменения.

Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица обстоятельства, согласно которым ФИО2, занимая должность начальника управления бухгалтерского учета, отчетности, контроля, имущественных отношений капитального ремонта и государственных закупок - главного бухгалтера Министерства образования Пензенской области, в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил № 1614 допустила нецелевое использование средств иных межбюджетных трансфертов по коду бюджетной классификации расходов бюджета <данные изъяты> в общей сумме <данные изъяты> руб., выразившееся в начислении на выплаты по оплате труда перечислений в Фонд социального страхования в размере 3,1%, в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1% и в Пенсионный фонд в размере 22% с денежного поощрения в общем размере <данные изъяты> руб. должностным лицам, которые в 2018 году не являлись должностными лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и не участвовали в достижении Министерством образования Пензенской области показателя «Уровень образования» в Пензенской области в 2018 году относительно его установленного значения (уровня) на 2018 год, так как были приняты на работу после отчетного периода в 2019 году.

По результатам рассмотрения жалобы ФИО2 на постановление должностного лица судья районного суда пришел к выводу о том, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, а потому отменил постановление руководителя УФК по Пензенской области от
16 февраля 2021 г. и прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Данный вывод суда считаю правильными.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно положениям статьи 129 Бюджетного кодекса межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Как указано в пункте 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
25 апреля 2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», распоряжением Правительства Пензенской области от 31 мая 2019 г.
№ 263-рП утвержден Перечень исполнительных органов государственной власти Пензенской области, структурных подразделений Правительства Пензенской области, ответственных за достижение значений показателей эффективности деятельности Губернатора Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области (здесь и далее приводятся нормы, действовавшие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).

Согласно указанному Перечню Министерство образования Пензенской области является ответственным исполнителем за достижение значений показателя эффективности деятельности Губернатора Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области - «Уровень образования».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1614 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 данных Правил постановлением Губернатора Пензенской области от 19 декабря 2019 г. № 162 утвержден Порядок выплаты поощрений за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – Порядок № 162).

Согласно пункту 2 Порядка № 162 выплата поощрения производится за счет средств иных межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Пензенской области из федерального бюджета в 2019 году.

Пунктом 3 Порядка № 162 установлено, что размер ассигнований на выплату поощрения для соответствующего исполнительного органа государственной власти Пензенской области (далее – ИОГВ) определяется по приведенной в данном пункте формуле, которая учитывает месячный фонд оплаты труда с начислениями соответствующего ИОГВ, рассчитанный исходя из установленных действующим законодательством размеров ежемесячного единого денежного вознаграждения с ежемесячным денежным поощрением лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, а также месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Пензенской области, определенного исходя из действующих штатных расписаний ИОГВ по состоянию на 01.12.2019. Кроме того, в этой формуле учитывается коэффициент поощрения.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 162 поощрение производится исходя из размера ассигнований, выделенных из бюджета Пензенской области в соответствии с пунктом 3 Порядка, пропорционально фактически установленного на день выплаты поощрения ежемесячного единого денежного вознаграждения с ежемесячным денежным поощрением лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Пензенской области и сложившегося размера начислений на заработную плату (с учетом регрессивной шкалы тарифов страховых взносов).

Положениями пункта 5 Порядка № 162 предусмотрено, что выплата поощрения лицам, указанным в подпункте 1.1 Постановления № 161, руководителям ИОГВ, указанным в подпунктах 1.2 – 1.4 Постановления
№ 161, производится на основании распоряжения Губернатора Пензенской области. Выплата поощрения государственным гражданским служащим, указанным в подпунктах 1.2 – 1.4 Постановления № 161, производится на основании актов соответствующих руководителей ИОГВ.

Постановлением Губернатора Пензенской области от 18 декабря 2019 г. № 161 определены группы должностных лиц, способствующих достижению Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым пунктом 1.2 отнесены руководители исполнительных органов государственной власти Пензенской области (далее - исполнительные органы), включенных в Перечень исполнительных органов государственной власти Пензенской области, структурных подразделений Правительства Пензенской области, ответственных за достижение значений показателей эффективности деятельности Губернатора Пензенской области и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденный распоряжением Правительства Пензенской области от 31.05.2019 № 263-рП «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193», а также гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы в указанных исполнительных органах.

Из материалов дела следует, что выделенные министерству в 2019 году за счет средств иных межбюджетных трансфертов ассигнования на выплату поощрения за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по коду бюджетной классификации расходов бюджета <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб. были израсходованы в декабре 2019 года Министерством образования Пензенской области на выплату поощрения названным выше семи своим сотрудникам, замещающим на тот момент в министерстве должности государственной гражданской службы и по коду бюджетной классификации <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> руб. были перечислены начисления страховых взносов с этого поощрения в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается актом проверки и представлением УФК по Пензенской области.

При этом, согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 № 132н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре принципах назначения» и Закону Пензенской области от 24 декабря 2018 г. № 3283-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» вышеуказанный код бюджетной классификации предусмотрен для Министерства образования Пензенской области () по другим вопросам в области национальной политики ) на поощрение за содействие достижению значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» согласно Закону Пензенской области от 23 декабря 2018 г. № 3283-ЗПО (код целевой статьи расходов ) по коду расходов «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» ().

Следует отметить, что при выплате поощрения за достижение показателей в 2019 году государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области, министерство, являясь исполнительным органом государственной власти Пензенской области, руководствовалось нормативными правовыми актами Пензенской области, т.е. непосредственно Порядком выплаты поощрений за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Губернатора Пензенской области от 19 декабря 2019 г. № 162.

При этом, Правила № 1614, нарушение пункта 10 которых вменено ФИО2, не определяют порядок расходования предоставленных субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов. Принятие порядка расходования входит в компетенцию субъекта Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что принятые на работу в министерство в 2019 году должностные лица: К.Е.В.., Ч.Н.Н.., М.О.Е.., С.К.В.., Т.Г.Г.., М.Д.В.., В.А.И. ., не участвовали в достижении Министерством образования Пензенской области показателя «Уровень образования» в Пензенской области в 2018 году относительно его установленного значения на 2018 год, и, как следствие, не принимали участия в достижении Пензенской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2018 году, в связи с чем им не должно было выплачиваться поощрение, в также не должны были быть произведены перечисления в Фонд социального страхования в размере 3,1%, в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1% и в Пенсионный фонд в размере 22 % следует отклонить как не основанные на нормах действующего законодательства исходя из следующего.

Пунктом 4 Правил № 1614 установлены показатели, достижение значений которых являлось условием предоставления иных межбюджетных трансфертов. Показатель «Уровень образования» по состоянию на 2018 год применялся в данных Правилах при предоставлении межбюджетных трансфертов субъекту Российской Федерации, а не в Порядке № 162 для расходования субъектом иных межбюджетных трансфертов.

Соответственно, ссылка на применение вышеуказанного показателя в расчетах размера поощрения государственным гражданским служащим не обоснована.

При таких обстоятельствах, вывод судьи о том, что перечисления в Фонд социального страхования в размере 3,1%, в Фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1% и в Пенсионный фонд в размере 22 % в декабре 2019 г., в связи с выплатой семи должностным лицам Министерства образования Пензенской области, указанным в постановлении о привлечении к административной ответственности, поощрения, не могут быть квалифицированы как нецелевое использование средств иных межбюджетных трансферов, поэтому в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, следует признать верным.

Изложенное в жалобе руководителя УФК по Пензенской области несогласие с мотивами, приведенными в обоснование вывода об отсутствии состава административного правонарушения, с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения судебного акта не является.

Таким образом, решение судьи следует признать законным и обоснованным, а жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО1 не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 22 июля 2021 г. № 12-179/2021, принятое по жалобе на постановление руководителя УФК по Пензенской области ФИО1 от 16 февраля 2021 г. в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья - Н.П. Крючкова