ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-384/2021 от 20.05.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Дитюк А.Б. дело (номер)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело (номер) 20 мая 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» Подгурского А.В. на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз»,

установил:

Постановлением заместителя начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ФИО)2 от (дата)(номер) юридическое лицо публичное акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз» (далее - ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, выразившееся в том, что ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в нарушение требований пункта «в» статьи 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», в (адрес) допустило хранение в открытом виде и загрязнение горючими веществами (нефтью) земель лесного фонда. На обводненной части загрязненного участка присутствует нефтяная пленка с яркими цветными полосами, вода имеет рыжеватый оттенок. Нефтепродукты в открытом виде пятнами встречаются по всей площади нарушенных земель. При обследовании присутствовал едкий запах нефтепродуктов, признаком каких-либо работ по освобождению и очистке лесного участка от нефти и нефтепродуктов не обнаружено.

Решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) постановление заместителя начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (ФИО)2 от (дата)(номер) оставлено без изменения, жалоба представителя ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» без удовлетворения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» Подгурский А.В. выражает несогласие с принятым судьей районного суда решением и просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым постановление должностного лица признать незаконным и отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта «в» пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).

Приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02 апреля 2020 года № 13-нп «Об установлении пожароопасного сезона 2020 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с 25 апреля 2020 года на территории Округа установлен пожароопасный сезон.

В соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2020 года № 395-рп с 06 июля 2020 года на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры введён особый противопожарный режим.

Факт нарушения ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» пункта «в» статьи 33 Правил пожарной безопасности в лесах и совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым судьёй городского (районного) суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не согласиться с которой не имеется.

Из материалов дела усматривается, что Сургутским управлением Природнадзора Югры на основании распоряжения от (дата)(номер) проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах, в результате которого в выделе 38 квартала 21 Угутского участкового лесничества, Юганского территориального отдела – лесничества, Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлено загрязнение лесного фонда вредными веществами (нефтью).

Согласно заключению СО Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре от (дата)(номер) концентрация нефтепродуктов на загрязненном участке превышает концентрацию нефтепродуктов на условно чистом (фоновом участке) в 24,7 раз.

Указанный земельный участок используется ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» по договору аренды (номер) от (дата), согласно которому последнему предоставлен во временное пользование лесной участок общей площадью <данные изъяты> га, под объект: <данные изъяты>», с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины.

(дата) межу ПАО «Славнефть-Нижневартовск» и ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» заключен операторский договор (номер) по которому Общество является эксплуатирующей организацией и осуществляет деятельность по добыче и транспортировке углеводородного сырья (Нефть) в границах Западно-Асомкинского лицензионного участка ((номер) серия <данные изъяты> вид лицензии НЭ, выдана (дата)).

Доказательств осуществления деятельности на земельном участке, расположенном в (адрес), иным юридическим лицом, помимо ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», в материалах дела не имеется и с жалобой не представлено.

Таким образом, ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что полностью подтверждается материалами дела.

Доводы жалобы, указывающие, что ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» необоснованно, в нарушение части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение не нашли подтверждения при рассмотрении жалобы.

Из материалов дела усматривается, что (дата) заместителем начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ФИО)2 было вынесено также постановление (номер) о привлечении юридического лица - ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за хранение в открытом виде и загрязнение горючими веществами (нефтью) земель лесного фонда в (адрес), в условиях особого противопожарного режима.

Глава 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет порядок назначения административного наказания, в том числе устанавливает правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (статья 4.4 Кодекса).

Согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

По смыслу данной нормы за совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов, (объектов) административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние.

Так из материалов дела видно, что на основании распоряжения от (дата)(номер) проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах, а именно: (адрес), в результате которого установлено загрязнение земель лесного фонда вредными веществами (нефтью).

Несмотря на то, что мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проведены на основании одного распоряжения, в один период - (дата), местом совершения ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» административных правонарушений по данным делам являются разные выделы и кварталы.

Таким образом, оснований для применения части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поданной в суд первой инстанции, были предметом проверки судьи городского (районного) суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, не усматривается.

Административное наказание назначено ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, регламентированного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов и, по сути, сводятся к несогласию с вынесенными актами.

Несогласие представителя юридического лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьёй допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» оставить без изменения, жалобу представителя публичного акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» Подгурского А.В. – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры подпись С.М. Ушакова

Копия верна:

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова