ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-386/19 от 05.11.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Рише Т.В. Дело № 7-386/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Алтайского краевого суда Романютенко Н.В., рассмотрев дело по жалобе инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Барнаулу лейтенанта полиции М.Д.А. на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 03 октября 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении

С.О.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,

прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ***, составленному инспектором ОИАЗ УМВД России по <адрес> лейтенантом полиции М.Д.А., ДД.ММ.ГГ в период времени с 15 часов 00 минут по 19 часов 20 минут С.О.С. организовано проведение публичного мероприятия с основной целью: «За всенародные выборы мэра Барнаула», «Справедливая Россия требует вернуть голос народу», «Мэра Барнаула должны выбирать сами Барнаульцы», осуществляемого тремя участниками (в период времени с 15 часов 00 минут до 17 часов 38 минут с участием С.А.И. у здания по адресу: <адрес>, с 15 часов 00 минут до 18 часов 30 минут с участием Ф.М.В. вблизи магазина «Фактория Джинс» по адресу: <адрес>, с 15 часов 10 минут до 19 часов 20 минут с участием Д.К.А. по адресу: <адрес>, с использованием листовок) объединенными единым замыслом и общей организацией, без согласования с уполномоченным органом местного самоуправления (администрацией <адрес>), в нарушение требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», пункта 4 статьи 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края».

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждается организация С.О.С. несанкционированного публичного мероприятия, то есть совершение правонарушения, указанного в протоколе. При этом протокол об административном правонарушении содержит подробное описание события правонарушения, сведения о лице, его совершившем, а также иные необходимые данные. Судьей не принято во внимание, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - это сам факт организации публичного мероприятия без согласования с уполномоченным органом местного самоуправления, что и имело место в данном случае.

В возражениях на жалобу С.О.С. просит постановление судьи оставить без изменения.

Инспектор ОИАЗ УМВД России по г. Барнаулу лейтенант полиции М.Д.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовала, в связи с чем жалоба может быть рассмотрена в ее отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав С.О.С., её защитника К.А.С., просивших жалобу оставить без удовлетворения, не нахожу оснований для отмены постановления судьи.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

В силу статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

В указанной статье также даны понятия форм публичного мероприятия.

Так, под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона (статья 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Частями 1, 1.1 статьи 7 названного выше закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

Исходя из пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что С.О.С. являлась организатором публичного мероприятия.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Действительно, из протокола об административном правонарушении от 02 октября 2019 года не следует, какие конкретные действия совершила С.О.С. в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Также в протоколе не указана форма публичного мероприятия, и не приведено четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий С.О.С. по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из письменных объяснений свидетелей Д.К.А., С.А.И. усматривается, что проведение акции заключалось в раздаче листовок проходящим гражданам и в сборе их подписей на подписных листах. Указанные подписные листы не изымались, в материалах административного дела они отсутствуют.

Кроме того, из объяснений Д.К.А. следует, что это она предложила С.А.И. раздавать листовки.

Материалы дела в их совокупности не содержат доказательств того, что С.О.С. являлась организатором публичного мероприятия, в связи с чем вывод судьи о невозможности привлечения указанного лица к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерным.

При наличии изложенных обстоятельств, доводы жалобы о наличии достаточного объема доказательств, подтверждающих организацию С.О.С. пикетов нельзя признать обоснованными.

Приведенное выше понятие пикета, которое содержится в Федеральном законе от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предполагает выражение мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Из материалов дела об административном правонарушении с достоверностью подтверждается отсутствие указанных признаков. Помимо того, что указанные в протоколе лица не использовали плакаты, транспаранты, быстровозводимые конструкции, должностным лицом, составившим протокол по делу об административном правонарушении не установлен и пикетируемый указанными лицами объект. Действия, направленные на проведение публичного мероприятия с целью выражения какого-либо мнения путем размещения у пикетируемого объекта, ни Д.К.А., ни С.А.И., ни Ф.М.В. не осуществлялись.

Указанные недостатки влекут невозможность определить форму публичного мероприятия и решить вопрос о необходимости подачи уведомления о его проведении.

На основании изложенного доводы жалобы, которые сводятся к несогласию с выводами судьи, являются необоснованными.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям законности и обоснованности, при рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, существенных нарушений процессуальных требований не допущено, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного постановления не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 03 октября 2019 года, вынесенное в отношении С.О.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Барнаулу лейтенанта полиции М.Д.А. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Романютенко