дело № 7-387/2020
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 26 июня 2020 года
Судья Астраханского областного суда Обносова М.В.,
при помощнике судьи Салиховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО «Нефтегазмонтаж» Авдецкого В.К. на решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «Нефтегазмонтаж»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 4 февраля 2020 ЗАО «Нефтегазмонтаж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 15 мая 2020 постановление административного органа в отношении ЗАО «Нефтегазмонтаж», оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, генеральный директор ЗАО «Нефтегазмонтаж» Авдецкий В.К. ставит вопрос об изменении судебного акта, просил назначить наказание в виде приостановлении деятельности на срок до 30 суток.
Выслушав генерального директора ЗАО «Нефтегазмонтаж» - Авдецкого В.К., доложив дело и жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области законодательства об охране окружающей среды.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду указаны в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как это предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается, сброс отходов производства и потребления на почву, размещение отходов 1-1У классов опасности в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей средств, естественных экологических систем и здоровья человека. Согласно п.7 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля является одним из компонентов природной среды. Компоненты природной среды, природные объекты, природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения, иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержит прямой запрет сброса отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.01.2020 в Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области основанием для привлечения ЗАО «Нефтегазмонтаж» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужила информация из Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в АГКК по факту несанкционированного размещения на земельном участке с кадастровым номером: № отходов производства и потребления по адресному <адрес> в 1,2 км. по направлению на северо-восток от ст.Аксарайская, который согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20 апреля 2009, серии № с 2009 принадлежит на праве собственности ЗАО «Нефтегазмонтаж», «разрешенное использование земельного участка, производственной базы ЗАО «Нефтегазмонтаж».
Аксарайским прокурором по надзору за соблюдением законов в АГКК вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.
30.09.2019 в рамках проведения проверки проведен осмотр территории по вышеуказанному адресу, о чем ЗАО «Нефтегазмонтаж» было уведомлено надлежащим образом, о чем свидетельствует запись в письме от 10.09.2019 № 27-2019.
В ходе осмотра указанной территории установлено, что на земельном участке, с указанным кадастровым номером, выявлены места несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а именно, на почве размещены шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 92111001504), доски, канистры от автомобильных масел, бочки с ГСМ, также имеет искусственное углубление в виде ямы размером 5x6м., глубиной 1,5 м. (координаты 46,791427, 48,023489). Яма используется для складирования отходов, непосредственно на почве размещены шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 92111001504), пластмассовые бутылки (43890000000 Отходы прочих изделий из пластмасс загрязненные), полиэтиленовые пакеты. Вблизи ямы на почве обнаружены бочки с предположительно нефтесодержащей жидкостью внутри, поверхность почвы вблизи бочек влажная, предположительное загрязнена нефтепродуктами с характерным цветом и запахом). С южной стороны земельного участка, непосредственно на почве, размещены отходы железобетонных конструкций, а именно, бой бетона. Общая площадь размещенных на почве отходов приблизительно 5 100кв.м., что нашло свое подтверждение из акта осмотра от 30.09.2019, фотосъемки к нему.
ЗАО «Нефтегазмонтаж», при использовании земельного участка, площадью 31 200 кв.м., с указанным кадастровым номером, расположенного по адресному ориентиру, <адрес>, в 1,2 км. по направлению на северо-восток от <адрес>, в период осуществления деятельности допущен сброс следующих отходов производства и потребления, а именно, автомобильные шины, доски, канистры от автомобильных масел, бочки с ГСМ на почву. Земельный участок загрязнен отходами производства, среди которых отходы шин, покрышек, камер автомобильных (4 класс опасности); отходы шин, покрышек, камер автомобильных (5 класс опасности); тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (не менее 4 класса опасности); тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (не менее 4 класса опасности).
Таким образом, совершенное ЗАО «Нефтегазмонтаж» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
По делу имеются основания для изменения постановления суда в части назначенного административного наказания.
Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного правонарушения, то, что негативных последствий не наступило, принимая во внимание финансовое положение ЗАО «Нефтегазмонтаж» суд второй инстанции признает указанные обстоятельства исключительными и в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижает размер назначенного административного штрафа до 50000 рублей.
С учетом изложенного, решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 15 мая 2020 года подлежит изменению путем снижения назначенного ЗАО «Нефтегазмонтаж» наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление Государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 4 февраля 2020 года и решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 15 мая 2020 года изменить в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 50 000 рублей.
В остальной части постановление Государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 4 февраля 2020 года и решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 15 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО «Нефтегазмонтаж» Авдецкого В.К. – без удовлетворения.