ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-391(2 от 22.09.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-391(2)/2021

Судья Алексейчиков А.М.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 22 сентября 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Инжавинского районного суда Тамбовской области от 05 августа 2021 года, вынесенное в отношении директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный заповедник «Воронинский» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 *** от 28 мая 2021 года (директор ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский» ФИО2, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 подала жалобу в суд, в которой просила данное постановление отменить.

Решением судьи Инжавинского районного суда Тамбовской области от 5 августа 2021 года постановление должностного лица *** от 28 мая 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит отменить решение судьи районного суда от 5 августа 2021 года, ввиду его незаконности.

По мнению автора жалобы, судьей районного суда был нарушен порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, в частности были проигнорированы доводы должностного лица, изложенные в возражениях на жалобу и доказательства, подтвержденные материалами проверки. Обжалуемое решение основано только на доводах, представленных ФИО2, несмотря на доказательства, имеющиеся в материалах дела.

Указывает, что в ходе проведенной проверки в отношении ФГБУ «Воронинский» было выявлено 18 нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Факт административного правонарушения и вина должностного лица в его совершении подтверждены совокупностью доказательств. Вывод судьи районного суда о проведенной обработке минерализованной полосы ФГБУ «Воронинский» к началу пожароопасного сезона 2021 года не основан на материалах дела, поскольку данная обработка была проведена в период пожароопасного сезона 2020 года и в 2021 года не проводилась.

Ссылается на то, что в Плане тушения лесных пожаров ФГБУ «Воронинский» такие противопожарные мероприятия как: расчистка, разрубка просек не были предусмотрены и соответственно выполнены. Также на территории заповедника отсутствуют пожарные наблюдательные пункты и законодательство не предусматривает возможность их замены на квадрокоптеры.

Ссылается на то, что указанные в Плане пять пунктов сосредоточения пожарного инвентаря не могут являться таковыми, поскольку не состоят на балансе заповедника и информация о них не соответствует действующим нормам права.

Кроме того, на территории ФГБУ «Воронинский» полностью отсутствует инфраструктура, на балансе имеется только одно административное здание, которое располагается на территории р.п. Инжавино, что делает невозможным сосредоточение в границах заповедника материальных ресурсов и техники для обеспечения противопожарного режима. На большей части территории заповедника в Кирсановском районе полностью отсутствуют пожарные водоемы, пригодные для забора воды с целью тушения лесных пожаров.

Не соответствует действительности и вывод судьи об оценке управлением Росприроднадзора наличия средств пожаротушения не по фактическому наличию, а по балансовой отчетности. В ходе проверки был проведен осмотр имеющихся в наличии средств пожаротушения, о чем составлен акт от 14 апреля 2021 года.

Также заявитель выражает несогласие с выводом суда о неприменимости в конкретном случае приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161, поскольку названный приказ распространяется только в случае предоставления лесных участков в аренду. Между тем, заповеднику, являющемуся государственным учреждением, лес предоставлен в пользование, в связи с чем данный приказ распространяется на ФГБУ «Воронинский», как использующее лес для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Проверив материалы дела, выслушав должностное лицо административного органа ФИО1, представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, поддержавших жалобу, директора ФГБУ «Государственный заповедник «Воронинский» ФИО2, считавшую решение правильным, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 53.1 ЛК РФ предусмотрено предупреждение лесных пожаров, которое включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Допускаются мероприятия и деятельность, направленные на поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность. Основы деятельности учреждения закреплены в Положении о нем.

Как видно из материалов дела, на основании приказа руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 № 294/в/Т от 05.04.2021 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский».

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки ***/в/Т от 19.05.2021. В ходе проведения проверки было проведено изучение документов учреждения, произведен осмотр и обследование территории и пунктов хранения противопожарного инвентаря с применением фото-фиксации, составлен акт обследования территории от 14.04.2021, а также изучены документы, предоставленные ФГУП «Государственный заповедник «Воронинский», касающиеся подготовки к пожароопасному сезону 2021.

Начало пожароопасного сезона в Тамбовской области установлено постановлением администрации области от 12.04.2021 № 230 «О начале пожароопасного сезона на территории области» с 12.04.2021.

На территории ФГБУ «Государственный Заповедник «Воронинский» произошел пожар 13.04.2021г. в 16:30 часов низовой слабой интенсивности в квартале 130 выделе 33 на территории Инжавинского района, площадь пожара составила 0,5 га, в т.ч. лесная 0,4 га. Пожар локализован силами МЧС и заповедника.

Также произошел пожар низовой средней интенсивности на сопредельной территории лесничества ФГБУ «Государственный Заповедник «Воронинский» 14.04.2021г. в 14:14 часов, площадь пожара составила 22 га.

Пожар локализован силами МЧС, Заповедника, ООО «Асхоз» и ОАО «Маслобойный завод Инжавинский».

В ходе проведенной проверки в отношении ФГБУ «Воронинский» было выявлено 18 нарушений правил безопасности в лесах.

Должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2021 г. *** в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский».

Постановлением Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 28.05.2021 *** ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из необоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности.

С таким выводом согласиться нельзя в силу его преждевременности.

Планом тушения лесных пожаров ФГБУ «Государственый природный заповедник «Воронинский» (раздел V «Мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров», п.4 «Мероприятия по недопущению распространения лесных пожаров на земли населенных пунктов, земли иных категорий») предусмотрена регулярная обработка минерализованных полос в пожароопасный период апрель-сентябрь 2021 г. ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский» не исполнен утвержденный План тушения пожаров, обработка минерализованной полосы в период подготовки к пожароопасному сезону 2021 г. не проводилась, акты не представлены.

Заслуживает внимания довод жалобы о том, что в материалах дела содержаится только 1 акт о проведении обработки минерализованной полосы 31.08.2020 ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский» за 2 года. В 2021 году обработка минерализованной полосы ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский» не проводилась.

Согласно ч. 2, 3 ст. 53.1. «Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя - строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

Судья районного суда в решении сослался на наличие в Заповеднике естественной возвышенности, расположенной практически в середине территории и двух квадрокоптеров, в связи с чем наличие вышки не целесообразно. Однако, ЛК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации № 281 не предусматривают возможность замены вышки на естественную возвышенность или квадрокоптер, равно как не предусматривают критерий «целесообразности» при исполнений требований пожарной безопасности в лесах. Информация о наличии вышек отсутствует и в Плане тушения пожаров.

В ходе проверки был проведен осмотр имеющихся в наличии средств пожаротушения, о чем составлен акт от 14.04.2021 г., где зафиксировано наличие оборудования в количестве, не соответствующем установленным нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов».

Более того, отсутствие средств пожаротушения в Заповеднике подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 101.36 по состоянию на 31.03.2021, представленной в ходе проверки.

Без разрешения приведенных вопросов и иных заявленных в жалобе доводов невозможно правильно, всесторонне и полно рассмотреть данное дело и верно определить объективную сторону правонарушения, либо ее отсутствие.

Формальное приведение нормативных правовых норм общего характера в изложенной ситуации и их поверхностная оценка не обеспечивает принятие судьей законного и обоснованного решения без оценки конкретных особенностей сложившейся ситуации.

Таким образом, при рассмотрении дела судьей не обеспечено всестороннее и полное рассмотрение дела об административном правонарушении, а именно не приведена судебная оценка на обоснованность каждого из 18 вмененных нарушений правил пожарной безопасности в лесах, основанная на требованиях нормативно-правовых актов и объективных сведениях об их выполнении.

При таких обстоятельствах в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поэтому решение судьи от 5 августа 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье Инжавинского районного суда Тамбовской области.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Инжавинского районного суда Тамбовской области от 5 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1ст. 8.32 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский» отменить, дело возвратить судье Инжавинского районного суда Тамбовской области на новое рассмотрение.

Судья Ю.А. Курохтин