Дело № 7-394/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Амурского областного суда Михайленко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Благовещенского городского суда от 10 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя правления кредитного потребительского кооператива «Регион-Финанс» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением заместителя управляющего Отделением по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 № 20-1949/3110 от 28 февраля 2020 года председатель правления КПК «Регион-Финанс» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Благовещенского городского суда от 10 июля 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ФИО1 обратился в Амурский областной суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что судьей Благовещенского городского суда неправильно установлены фактические обстоятельства дела, представленным в материалах дела доказательствам не дана надлежащая правовая оценка, в результате чего по делу принято незаконное и необоснованное решение. Совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается принятие им (ФИО1) исчерпывающих мер по восстановлению финансовых показателей кредитного потребительского кооператива «Регион-Финанс». Поскольку налагаемый административный штраф в размере 20000 рублей ставит его в затруднительное материальное положение, полагает, что имеются основания для применения по настоящему делу положений ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающих возможность признания административного правонарушения малозначительным.
На основании изложенного просит решение судьи Благовещенского городского суда от 10 июля 2020 года отменить.
В судебном заседании представитель Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО3 доводы жалобы не поддержала, просила решение судьи Благовещенского городского суда от 10 июля 2020 года оставить без изменения.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела в полном объеме, выслушав участника процесса, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.1, 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, к числу которых отнесены потребительские кооперативы, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Как установлено ст. 76.9 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее Федеральный закон № 190-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона;
В отношении кредитных кооперативов Банк России вправе проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России (п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ).
Согласно п. 8.2 ч. 2, п. 6 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России вправе направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Дальневосточным ГУ Банка России по результатам анализа отчетности, документов и информации, представленной КПК «Регион-Финанс», выявлены нарушения требований:
1. Федерального закона № 190-ФЗ, выразившиеся в предоставлении займов лицам, не являющимся членами (пайщиками) КПК «Регион-Финанс», привлечении денежных средств лиц, не являющихся членами КПК «Регион-Финанс», ненадлежащем ведении реестра членов Кооператива;
2. п. 2, 3 ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ, п. 1.3, 1.4,1.5, 1.6 Указания Банка России от 28.12.2015 г. № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» в части несоблюдения предельного значения финансовых нормативов»;
3. п. 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», установленного Указанием Банка России от 25.07.2016 г. № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива»;
4. Федерального закона от 07.08.2001 г. № 15-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части порядка представления сведений в уполномоченный орган;
5. Указания Банка России от 15.12.2014 г. № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части порядка хранения и формирования ФЭС.
В целях устранения допущенных нарушений в адрес КПК «Регион-Финанс» направлено предписание № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г. с требованиями устранить допущенные нарушения в срок до 31 марта 2019 года, в том числе путем приведения в соответствие финансовых нормативов ФН2 и ФН3, определяющих соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков), а также соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену кредитного кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом.
Предписание размещено в личном кабинете КПК «Регион-Финанс» 31 января 2019 года, в связи с чем считается полученным Кооперативом 1 февраля 2019 года и соответственно подлежало исполнению в срок не позднее 31 марта 2019 года.
По ходатайствам председателя правления КПК «Регион-Финанс» ФИО1 срок исполнения предписания неоднократно продлялся, предписанием Банка России от 27.09.2019 г № Т7-44-9/27546 срок исполнения предписания продлен до 31 декабря 2019 года.
По результатам мероприятий, проводенных в рамках осуществления контроля за исполнением предписания, сотрудниками Отделения по Амурской области Дальневосточного ГУ Банка России установлено, что документы и информация, представленные КПК «Регион-Финанс» (исх. № 53 от 28.02.2019 г., № 231 и № 232 от 30.12.2019 г.) не свидетельствуют об устранении Кооперативом нарушений законодательства Российской Федерации, указанных в п. 2 Предписания № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г., а именно не приведены в соответствие с требованиями п. 2, 3 ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 190- ФЗ, п. 1.4, 1.6 Указания Банка России от 28.12.2015 г. № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» значения финансовых нормативов ФН2 и ФН3.
Таким образом, предписание Банка России № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г. в установленный срок – до 31 декабря 2019 года в полном объеме КПК «Регион-Финанс» не исполнено. Должностным лицом, ответственным за выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственные функций Кооператива является председатель правления ФИО1
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения и виновности председателя правления КПК «Регион-Финанс» ФИО1 в его совершении, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № ТУ-10-ДЛ-20-1949/1020 от 13.02.2020 г., предписанием № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г., уведомлением об отказе в удовлетворении ходатайства от 19.12.2019 г., уведомлением о неисполнении предписания от 09.01.2020 г. и иными материалами дела.
Перечисленные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.
Представленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены заместителем управляющего Отделением по Амурской области Дальневосточного ГУ Банка России и судьей Благовещенского городского суда по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.
Порядок привлечения председателя правления КПК «Регион-Финанс» ФИО1 к административной ответственности соблюден, процессуальных нарушений при составлении административного материала и рассмотрении дела должностными лицами Отделения по Амурской области Дальневосточного ГУ Банка России не допущено.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел, и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в виде административного штрафа, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 4.1 названного Кодекса.
При проверке законности постановления должностного лица процессуальных нарушений судьей Благовещенского городского суда не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно. По результатам исследования и оценки представленных в материалах дела доказательств судья городского суда пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии в действиях председателя правления КПК «Регион-Финанс» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ. Оснований для переоценки мотивированных выводов судьи, в том числе и по доводам рассматриваемой жалобы, не имеется.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания Банка России.
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению по рассматриваемой категории дел, является установление законности предписания Банка России, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения.
Предписание № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г., выданное КПК «Регион-Финанс» по результатам проведенных контрольных мероприятий, вынесено уполномоченным должностным лицом Дальневосточного ГУ Банка России в пределах установленной законом компетенции, содержит характеристику допущенных нарушений, а также указание на необходимость принятия определенных мер в целях их устранения, в связи с чем признается отвечающим критериям законности.
По состоянию на 31 декабря 2019 года требования п. 2 предписания № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г. не были исполнены КПК «Регион-Финанс», при этом отсрочка исполнения данного представления Кооперативу на основании ходатайства представителя от 16.12.2019 г. не предоставлялась, а законность предписания не оспаривалась КПК «Регион-Финанс» в течение установленного периода его исполнения.
Таким образом, бездействие председателя правления кредитного потребительского кооператива «Регион-Финанс» ФИО1, ответственного за выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций организации, выразившееся в неисполнении в установленный срок предписания Дальневосточного ГУ Банка России № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г. в полном объеме, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вина председателя правления кредитного потребительского кооператива «Регион-Финанс» ФИО1 в совершении рассматриваемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных доказательств, которые не содержат сведений об отсутствии у данного должностного лица объективной возможности исполнить требования предписания № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г. в части приведения значений финансовых нормативов ФН2 и ФН3 в соответствие с требованиями п. 2, 3 ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ и п. 1.4, 1.6 Указания Банка России от 28.12.2015 г. № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов».
Доказательств неисполнимости предписания № Т7-44-9/2624 от 31.01.2019 г. в указанной части материалы дела не содержат и заявителем жалобы таковых не представлено. При этом, как обоснованно указано судьей Благовещенского городского суда, взыскание задолженности с заемщиков в судебном порядке не свидетельствует о принятии должностным лицом исчерпывающих мер по исполнению предписания Банка России, в том числе предусматривающих возможность приведения значений финансовых нормативов в соответствие с законодательными требованиями путем внесения дополнительных взносов членами кредитного потребительского кооператива.
Доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения являлись предметом правовой оценки должностного лица Отделения по Амурской области Дальневосточного ГУ Банка России, а также судьи Благовещенского городского суда и обоснованно признаны ими несостоятельными.
Как установлено ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 названного Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ является формальным, то есть правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо вредных последствий. При этом сам по себе факт отсутствия негативных последствий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
С учетом конкретных фактических обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений, рассматриваемое административное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку оно посягает на определенный законом порядок управления, обусловлено допущенными нарушениями Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и имеет повышенную общественную опасность.
При этом указанные заявителем обстоятельства, характеризующие его материальное положение, не являются признаками малозначительности деяния и не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих применить по настоящему делу положения ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающие возможность освобождения от административной ответственности.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих ее удовлетворение. Заявителем не приведены факты, которые не были бы проверены и учтены судьей Благовещенского городского суда при пересмотре постановления, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы судьи, в связи с чем приведенные доводы не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, а само по себе несогласие заявителя с оценкой, данной судьей представленным в материалах дела доказательствам, не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта и не влечет его отмену либо изменение.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права по результатам рассмотрения дела судьей Благовещенского городского суда не допущено, обжалуемое решение от 10 июля 2020 года подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
решение судьи Благовещенского городского суда от 10 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления кредитного потребительского кооператива «Регион-Финанс» ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).
Судья Амурского
областного суда В.Г. Михайленко
Дело № 7-394/2020