Судья Брюзгин С.А. Дело № 7-394/2023
РЕШЕНИЕ
7 декабря 2023 года г. Пенза
Судья Пензенского областного суда Камынин Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора г. Кузнецка Пензенской области Ямашкина А.С. на решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области № 12-147/2023 от 25 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением прокурора г. Кузнецка Пензенской области Ямашкина А.С. от 26 июля 2023 года, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации г. Кузнецка Пензенской области ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области ФИО2 № от 15 сентября 2023 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор г. Кузнецка Пензенской области Ямашкин А.С. принес протест, в котором просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Решением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области № 12-147/2023 от 25 октября 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения, протест прокурора г. Кузнецка Пензенской области – без удовлетворения.
В протесте, принесенном в Пензенский областной суд, прокурор г. Кузнецка Пензенской области Ямашкин А.С. просит решение отменить, как незаконное, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
В обоснование доводов протеста указывает, что администрацией г. Кузнецка Пензенской области произведена несвоевременная оплата по муниципальным контрактам № от 25 ноября 2022 года, № от 28 ноября 2022 года, № от 19 декабря 2022 года, № от 13 февраля 2023 года, № от 13 февраля 2023 года, № от 11 мая 2023 года.
Ответственным лицом за соблюдение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд за несвоевременную оплату по указанным контрактам являлся заместитель главы администрации г. Кузнецка ФИО1
Администрация города осуществляет общее руководство органами местного самоуправления, координирует и контролирует их деятельность.
Главный распорядитель бюджетных средств, к которым относится администрация г. Кузнецка, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, соответственно при заключении муниципальных контрактов должна была учесть возможность их оплаты в установленные контрактами сроки.
Полагает, что имеется существенная угроза охраняемым общественным интересам, выражающаяся в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей.
Предпринятые ФИО1 действия для оплаты муниципальных контрактов, выразившиеся в направлении заявок на финансирование до окончания срока, установленного контрактом для оплаты, не свидетельствуют о принятии достаточных и зависящих от привлекаемого лица мер по соблюдению требований законодательства о контрактной системе закупок.
В возражениях ФИО1 просил решение судьи районного суда оставить без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
В судебном заседании Пензенского областного суда старший помощник прокурора г. Кузнецка Пензенской области Медведева М.В. доводы протеста поддержала по основаниям, в нем изложенным.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области ФИО3 просила решение судьи районного суда оставить без изменения. в удовлетворении протеста отказать.
В судебное заседание ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 данного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административном правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Часть 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Основанием к возбуждению дела об административном правонарушении послужили приведенные в постановлении прокурора г. Кузнецка Пензенской области сведения о том, что должностное лицо – заместитель главы администрации г. Кузнецка ФИО1, являясь лицом ответственным за соблюдение сроков и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, допустил нарушение сроков оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении должностное лицо пришло к выводу, что с учетом порядка финансирования заявок на оплату должностное лицо совершило все необходимые и доступные действия для обеспечения оплаты денежных обязательств. Отсутствуют основания полагать, что должностным лицом заказчика не приняты те или иные меры, не совершены какие-либо действия, принятие либо совершение которых повлекло бы своевременную оплату товаров, работ, услуг по муниципальным контрактам.
Управление финансов г. Кузнецка не осуществило оплату по заявкам в виду недостаточности собственных денежных средств на лицевом счете бюджета.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда пришел к выводу о том, что оно является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Полагаю обжалуемое решение судьи районного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела, оснований не соглашаться с которым не имеется.
Из материалов дела следует, что распоряжением и.о. главы г. Кузнецка от 30 декабря 2022 года № «О назначении ответственного» заместитель главы администрации г. Кузнецка ФИО1 назначен ответственным за соблюдение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в том числе исполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного муниципальными контрактами, заказчиком по которым выступает администрация г. Кузнецка.
Администрацией г. Кузнецка Пензенской области заключены муниципальные контракты: № от 25 ноября 2022 года с ООО «<данные изъяты>» на сумму <данные изъяты> руб., по сроку исполнения с 1 января по 31 марта 2023 года; № от 28 ноября 2022 года с индивидуальным предпринимателем Р.М.Е. на сумму <данные изъяты> руб., по сроку исполнения с 1 января по 31 марта 2023 года; № от 19 декабря 2022 года с АО «<данные изъяты>» на сумму <данные изъяты> руб., по сроку исполнения с 1 января по 31 марта 2023 года; № от 13 февраля 2023 года с ООО «<данные изъяты>» на сумму <данные изъяты> руб., по сроку исполнения с даты заключения контракта по 15 июня 2023 года; № от 13 февраля 2023 года с ООО «<данные изъяты>» на сумму <данные изъяты> руб., по сроку исполнения с даты заключения контракта по 15 июля 2023 года; № от 11 мая 2023 года с индивидуальным предпринимателем Е.К.А. на сумму <данные изъяты> руб., по сроку исполнения с даты заключения контракта по 14 июля 2023 года.
Оплата по указанным контрактам произведена с нарушением предусмотренных муниципальными контрактами сроков, а именно по истечении 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке.
Так, приемка товаров (работ, услуг) по контрактам: № от 25 ноября 2022 года осуществлена 5 апреля 2023 года, оплата произведена 19 апреля 2023 года; № от 28 ноября 2022 года осуществлена 16 февраля, 17, 23 и 29 марта 2023 года, оплата произведена 28 февраля, 31 марта и 19 апреля 2023 года; № от 19 декабря 2022 года осуществлена 9, 16 февраля, 20, 23 и 30 марта 2023 года, оплата произведена 28 февраля, 31 марта и 19 апреля 2023 года; № от 13 февраля 2023 года осуществлена 26 мая 2023 года, оплата произведена 19 июня 2023 года; № от 13 февраля 2023 года осуществлена 19 мая 2023 года, оплата произведена 19 июня 2023 года; № от 11 мая 2023 года осуществлена 23 мая 2023 года, оплата произведена 28 июня и 7 июля 2023 года.
В соответствии со статьями 31, 33 Устава г. Кузнецка Управление финансов г. Кузнецка является самостоятельным органом местного самоуправления г. Кузнецка, полномочия которого определены решением Собрания представителей г. Кузнецка от 28 сентября 2006 года № «Об утверждении Положения об Управлении финансов г. Кузнецка».
Исполнение местного бюджета г. Кузнецка осуществляется с применением информационной системы «<данные изъяты>», в порядке, утвержденном приказом Управления финансов г. Кузнецка от 6 июля 2020 года № «Об утверждении порядка исполнения бюджета г. Кузнецка Пензенской области по расходам» (далее-Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка Управление финансов г. Кузнецка осуществляет постановку на учет бюджетных и денежных обязательств, а также санкционирование оплаты денежных обязательств.
В соответствии с пунктами 2.4.1, 2.4.2 Порядка получатель средств бюджета г. Кузнецка не позднее шести рабочих дней со дня возникновения денежных обязательств регистрирует их. Постановка на учет денежного обязательства и внесение изменений в постановленное на учет денежного обязательства осуществляется в АСУ БП «АЦК-Финансы» на основании электронного документа «Денежное обязательство», сформированного автоматически на основании электронного документа «Факт поставки».
Согласно пункту 3.2 Порядка получатели бюджетных средств для оплаты денежных обязательств самостоятельно регистрируют в «АЦК-Финансы» денежные обязательства (накладные, счета-фактуры и т.д.) и на их основании формируют электронные документы «Заявка на оплату расходов». Указанные заявки на оплату должны быть доведены до статуса «Есть кассовый план» с целью санкционирования их отдельного исполнения бюджета Управления финансов г. Кузнецка. К ЭД «Заявка на оплату расходов» предоставляется платежный документ, содержащий подписи руководителя и главного бухгалтера (иного уполномоченного руководителем лица) и оттиск печати получателя средств бюджета города Кузнецка.
ЭД «Заявка на оплату расходов» оформляется получателем бюджетных средств в соответствии с требованиями приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008 года № 8н. При этом в поле «Назначение платежа» ЭД «Заявка на оплату расходов» получателем бюджетных средств указываются норма закона либо иного нормативного правового акта, реквизиты муниципального контракта, договора, соглашения, иных документов, обусловивших принятие денежных обязательств за счет средств бюджета г. Кузнецка, а также документов, подтверждающих исполнение поставщиком (исполнителем) своих обязательств по муниципальному контракту (договору).
Пунктом 4.5 Порядка установлено, что уполномоченный работник отдела не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявки, проверяет заявку на наличие в ней реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 4.6 настоящего Порядка, наличие документов, подтверждающих возникновение у получателя средств бюджета г. Кузнецка денежных обязательств, соответствие подписей имеющимся образцам, предоставленным получателем средств бюджета г. Кузнецка в порядке, установленном для открытия лицевого счета.
Согласно ответу Министерства финансов Пензенской области от 10 августа 2023 года заявки на оплату сформированы заказчиком в срок, установленный для оплаты по контрактам, переведены на требуемый для санкционирования статус «Есть кассовый план» в надлежащий срок. В дальнейшем заявки изменялись (спустя время повторялись, переводились на требуемый статус) до дат их фактического финансирования Управлением финансов г. Кузнецка.
Доказательств несвоевременной подачи заявок, что привело бы к нарушению сроков оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, с учетом нормативно-правового регулирования финансирования заявок на оплату, совокупности исследованных по делу доказательств, должностное лицо и судья районного суда пришли к верному выводу о том, что ФИО1 совершил все необходимые и зависящие от него действия для обеспечения оплаты денежных обязательств.
Основания полагать, что должностным лицом заказчика не приняты те или иные меры, не совершены какие-либо действия, принятие либо совершение которых повлекло бы своевременную оплату товаров, работ, услуг по муниципальным контрактам, отсутствуют.
От имени администрации г. Кузнецка муниципальные контракты № от 25 ноября 2022 года, № от 28 ноября 2022 года, № от 19 декабря 2022 года, № от 13 февраля 2023 года, № от 13 февраля 2023 года, № от 11 мая 2023 года ФИО1 не заключались.
В соответствии с распоряжением главы администрации г. Кузнецка от 25 августа 2021 года «О распределении обязанностей между главой администрации г. Кузнецка, первым заместителем главы администрации и заместителями главы администрации г. Кузнецка» заместитель главы администрации ФИО1 не был наделен полномочиями по формированию и исполнению муниципального бюджета, контролю за функционированием Управления финансов г. Кузнецка, в связи с чем не мог повлиять на осуществление бюджетного регулирования и деятельность финансового органа местного самоуправления.
Кроме того, прокурором г. Кузнецка Пензенской области, при возбуждении дела не указано, какие ещё зависящие от него меры ФИО1 надлежало принять по соблюдению сроков оплаты товаров (работ, услуг), предусмотренных вышеназванными контрактами, какие действия он не выполнил, но обязан был выполнить в силу своих должностных обязанностей для соблюдения условий контрактов.
Доводы протеста прокурора не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения судьи районного суда, направлены на его пересмотр, при отсутствии для этого оснований.
Все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для его разрешения, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения протеста и отмены решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области № 12-147/2023 от 25 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, протест прокурора г. Кузнецка Пензенской области Ямашкина А.С. – без удовлетворения.
Судья Пензенского областного суда Ю.П. Камынин