ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-395/2022 от 02.09.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело № 7-395/2022

РЕШЕНИЕ

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ТК Легенда Ямала» Галко Н.Н. на решение судьи Лабытнангского городского суда ЯНАО от 19 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Общества,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора на море по ЯНАО и Красноярскому краю Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Мишукова Д.А. № 03/4-376/2021 от 14 февраля 2022 года юридическое лицо ООО «ТК Легенда Ямала» привлечёно к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Лабытнангского городского суда ЯНАО от 19 мая 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

С решением судьи не согласен защитник ООО «ТК Легенда Ямала» Галко Н.Н., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил его отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях Общества состава правонарушения. Указал, Общество принимает необходимые меры по очистке принадлежащего ему земельного участка от имеющегося на нем мусора.

В жалобе на решение также заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование, поскольку изначально жалоба была подана 06 июня 2022 года.

Защитник ООО «ТК Легенда Ямала» Галко Н.Н. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.

Государственный инспектор Мишуков Д.А. в судебном заседании полагал свое постановление и решение судьи законными.

Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановления срока обжалования судебного решения, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба по делу об административном правонарушении может быть подана в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Определением судьи суда ЯНАО от 21 июня 2022 года данная жалоба возвращена заявителю без рассмотрения.

Полагаю возможным восстановить срок на обращение с жалобой, поскольку изначальная ее подача в электронном виде состоялась в установленный законом срок, жалоба была принята судом, дело направлено в вышестоящий суд, что является уважительными причинами пропуска срока на обжалование (ст. 30.3 КоАП РФ).

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Согласно части 2 статье 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Из материалов дела следует, что в рамках проведения проверки земельного участка (географические координаты №66о33.846", №66о52.663", №66о33.871", №66о33.586", №66о33.873", №66о52.662") установлено, что данный земельный участок имеет кадастровый номер 89:02:020503:1696, собственником участка является ООО «ТК Легенда Ямала».

Согласно протокола осмотра в точке с географическими координатами №66о33.846", №66о52.663" складированы отходы тары пластиковой, строительного мусора от разборки зданий (минеральная вата), отходы металлических изделий, древесные отходы от сноса и разборки здания и пр., площадь, занятая отходами, составляет примерно 6 кв.м.; в точке с географическими координатами №66о33.871", №66о33.586" складированы отходы металлических изделий, строительного мусора от разборки зданий (поролон), древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы изолированных проводов и кабелей. Площадь, занятая отходами составляет примерно 700 кв.м., вышеуказанные отходы находятся на почвенном покрове навалом (насыпью), не имея искусственного водонепроницаемого и химическистойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навеса и т.д.).

Ведущим инженером отдела АКИЗ филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» были отобраны пробы почв и отходов в количестве 11 штук.

На основании протоколов КХА исследования отходов производства и потребления от 30 ноября 2021 года №№НУ-47/ОТ, НУ-48/ОТ, НУ-49/ОТ, НУ-50/ОТ и НУ-51/ОТ установлено, что тестируемые пробы отходов производства и потребления оказывают острое токсическое действие на гидробионтов и относятся к IV и V классам опасности отходов; что касается исследования проб почв на загрязненных отходами производства и потребления территории, то в них установлено превышение концентрации фосфат-иона, нефтепродуктов, хлорид-иона.

Основанием для привлечения ООО «ТК Легенда Ямала» к административной ответственности послужили обстоятельства, выявленные при проведении контрольных мероприятий государственным инспектором в области охраны окружающей среды, а именно установлено нарушение законодательства РФ захламлением отходами производства и потребления территорий земельных участков.

Судья с постановлением должностного лица контролирующего органа обоснованно согласился.

В силу статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия.

В соответствии с требованиями ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки и в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среды, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружения в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и иных почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно фототаблицы к акту проверки отходы размещены непосредственно на почвенном покрове навалом (насыпью) без искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрыти, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. Участок, на котором хранятся отходы производства и потребления по периметру не обвалован (л.д. 14-20 адм. дела).

Факт совершения вмененного ООО «ТК Легенда Ямала» правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Действиям Общества дана верная квалификация по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Необходимо учесть, что вред окружающей среде причиняется самим фактом попадания отходов на почву в неотведенном для этого месте. При этом независимо от того, убраны ли отходы с поверхности почвенного слоя или нет, деградация почв в этом случае является очевидной и обуславливается негативным воздействием, оказываемым размещенными отходами на компоненты окружающей среды, невозможностью их функционирования в естественном режиме.

Доводы жалобы, что Обществом проведены работы по строительному демонтажу объектов и вывозу строительного и иного мусора, отклоняются. Заявителем представлен договор на выполнение работу (оказание услуг) по ликвидации несанкционированной свалки от 01 июня 2020 года № 16/20 со сроком исполнения до 31 декабря 2021 года (л.д. 28-30). Однако на момент проведения осмотра земельного участка 06 августа 2021 года имело место складирование отходов, что подтверждается фотоснимками (л.д. 46-60 адм. дела).

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «ТК Легенда Ямала» административного правонарушения, были предметом рассмотрения судьи, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой оснований не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 мая 2022 года в отношении ООО «ТК Легенда Ямала» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья (подпись) Н.В. Мочалова