ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-396/15 от 25.08.2015 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

дело № 7-396/15

Р Е Ш Е Н И Е

город Салехард 25 августа 2015 года

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев жалобу Т. на решение судьи Надымского городского суда ЯНАО от 25 июня 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении него,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным старшим государственным инспектором по Ямало-Ненецкому автономному округу в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по ЯНАО С.ДД.ММ.ГГГГ года, по результатам проведенной внеплановой документарной проверки ОАО «РИТЭК» должностное лицо Т., <данные изъяты> ТПП «РИТЭКБелоярскнефть» ОАО «РИТЭК (далее Общество), главный геолог признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Надымского городского суда от 25 июня 2015 года данное постановление оставлено без изменения.

С решением суда не согласен должностное лицо Т., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указал, что для устранения нарушений условий, предусмотренных лицензиями и проектными документами, были приняты конкретные меры, соблюдение количественного показателя добывающих и нагнетательных скважин требует значительных трудовых, финансовых, организационных и временных затрат. Строительство, получение разрешения на ввод скважины в эксплуатацию, регистрация скважины продолжительны по времени. Указал, что согласно п. 7.7.3 ГОСТа Р 55415-2013 «Месторождения газовые, конденсатные, нефтегазовые и нефтегазоконденсатные. Правила разработки» при регулировании разработки проводится перевод скважин с одного эксплуатационного объекта на другой и приобщения пластов, а также временное отключение части добывающих и нагнетательных скважин. Согласно п. 7.4.4 регулирование разработки не должно приводить к превышению норм отбора, а ввод новых добывающих скважин может привести к этому.В 2014 году на Средне-Хулымском месторождении закончены строительством 2 эксплуатационных скважины, в связи с большими финансовыми затратами и отрицательным результатом бурения строительство следующих 3-х горизонтальных скважин приостановлено. Указал, что Общество проводит работы по актуализации геолого-гидродинамической модели с целью установления перспективности разбуривания данного участка, и по результатам которых будет принято решение о дальнейшем бурении на месторождении.

Т. в судебное заседание не явился, просил отложить рассмотрение дела в связи с отсутствием авиабилетов в г. Салехард.

Полагаю указанное ходатайство подлежащим отклонению, поскольку уважительных причин неявки в судебное заседание, связанных с личностью лица, привлеченного к административной ответственности, не установлено, указанный в ходатайстве факт таковым не является.

Государственный инспектор С. также извещался судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявил, на основании п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона РФ №2395-1 от 21.02.1992 года «О недрах» (далее Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В силу ст. 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан: обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукшсвоевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Установлено, что Общество является владельцем лицензии от 27.01.2000 года сроком действия до 2014 года, Средне-Хулымское месторождение расположено на территории Надымского района ЯНАО (л.д.24-25).

Приложением 3 к лицензии яляется дополнение № 2 к лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения недр, поиска и добычи углеводородного сырья в пределах Средвс-Хулымского участка недр, пунктом 3.5 которого установлено, что владелец лицензии должен обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов, прошедших экспертизы и согласования по геологическому изучению недр, разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе а части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность(л.д.18).

Из материалов дела следует, что разработка Средне-Хулымского месторождения осуществляется на основании проектного документа - Дополнения к технологической схеме разработки Средне-Хулымского месторождения, утвержденного Протоколом ЦКР Роснедра от 09 августа 2007 года № 4052 (л.д.26-39).

Указанным проектным документом установлен показатель по действующему фонду добывающих и нагнетательных скважин на конец года. Так, в 2014 году действующий фонд скважин должен составить: добывающие скважины-121 шт., нагнетательные скважины-40 шт.

Согласно письма ОАО «РИТЭК» от ДД.ММ.ГГГГ № 101-12-7и на ДД.ММ.ГГГГ фонд действующих добывающих скважин по Средне- Хулымскому месторождению составляет 87 скважин вместо 121 установленных проектом, фонд действующих нагнетательных составляет 25 скважин, вместо установленных проектом 40, отклонение по действующему фонду добывающих скважин от проектного составило - 28,1 %, отклонение по действующему фонду нагнетательных скважин от проектного составило - 37,5%, что свидетельствует о том, что в 2014 году Обществом не выполнен пункт 3.5 лицензионного соглашения лицензии . (л.д.41).

Судья пришел в выводу, что Обществом нарушены положения п.п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, обязывающие пользователя недр обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также невыполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как установлено административным органом Общество в лицензирующий орган для выполнения требований ст. 22 Закона о недрах не обращалось, не выполнило требования технического проекта разработки Средне- Хулымского месторождения.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (территориального органа Росприроднадзора) в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «РИТЭК» по выполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Обществом не выполнено требование предписания от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости приведения действующего фонда нагнетательных и добывающих скважин Средне-Хулымского лицензионного участка в соответствии с проектным документом.

Допущенные Обществом нарушения подтверждены актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении.

Указанные доказательства всесторонне, полно, объективно исследованы должностным лицом и судьей, получили в обжалуемом решении мотивированную оценку, соответствующую требованиям ст. 26.2 и 26.11 КоАП РФ.

О дате, времени и месте составления протокола и вынесения постановления Т. надлежащим образом извещен, представил должностному лицу мотивированный отзыв, который получил соответствующую оценку при рассмотрении дела по существу.

При установленных обстоятельствах правонарушения, судья пришел к верному выводу, что несовершение действий, установленных лицензионным соглашением, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, т.к. пользование недрами обусловлено лицензией и лицензионным соглашением, наличие которых свидетельствуют о начале пользования месторождением и наличием обязанностей по реализации такого пользования.

Т. является ответственным за выявленные нарушения должностным лицом Общества, а именно заместителем директора ТПП «РИТЭКБелоярскнефть» ОАО «РИТЭК» по разработке месторождений - главным геологом согласно должностной инструкци и приказу от ДД.ММ.ГГГГ №11-к.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, тяжесть выявленных нарушений требований Закона о недрах, должностным лицом правильно определен вид и размер административного наказания.

Судья также дал надлежащую оценку доводам жалобы о наличии оснований для прекращения дела и несогласии с нарушением норм Закона о недрах.

Оснований для иной оценки не имеется, поскольку иных доводов, не заявленных при рассмотрении жалобы, должностным лицом не заявлено, все они являлись предметом исследования в процессе рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности и оценены в совокупности с представленными доказательствами.

Ссылка в жалобе на ГОСТ Р 55415-2013 «Месторождения газовые, конденсатные, нефтегазовые и нефтегазоконденсатные. Правила разработки» не имеет правового значения для дела, поскольку не исключают обязанность Общества пользоваться недрами в соответствии с условиями, предусмотренными лицензией. Кроме того, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, следовательно, все риски, связанные с нею, отнесены на счет Общества. Однако указанные риски не освобождают Общество от исполнения требований закона.

Таким образом, доводы жалобы основаны на субъективном толковании закона и утверждениях, не подтвержденных материалами дела, не опровергают наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения и подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица Т. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья суда ЯНАО (подпись) Н.В. Мочалова