Судья Мельникова А.Н. Дело № 7-396/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 17 октября 2018 года жалобу ФИО1 на решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 24 августа 2018 года, которым оставлено без изменения постановление Главного государственного инспектора города Сарапула, Сарапульского и Каракулинского районов по использованию и охране земель, начальника Межмуниципального отдела по Сарапульскому и Каракулинскому районам Управления Росреестра по УР ФИО2 от 3 октября 2017 года о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Азинское» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением Главного государственного инспектора города Сарапула, Сарапульского и Каракулинского районов по использованию и охране земель – начальника Межмуниципального отдела по Сарапульскому и Каракулинскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике ФИО2 от 3 октября 2017 года по делу № директор общества с ограниченной ответственностью «Азинское» (далее – ООО «Азинское») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>
Решением судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года постановление должностного лица отменено, производство по административному делу в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 июля 2018 года решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Сарапульского районного суда Удмуртской Республики по результатам нового пересмотра постановления по делу об административном правонарушении постановил обжалуемое решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В жалобе указывает, что в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения, поскольку скважина № была пробурена в 2000 году по заказу Комитета по недрам, на каком основании была изменена категория земельного участка под данной скважиной достоверно не известно, и фактически получилось, что на землях сельхозназначения находится объект, предназначенный для добычи нефти, а ООО «Азинское» осуществляет обустройство ранее созданного зарегистрированного объекта недвижимости – скважины №, то есть использует находящийся в его собственности объект недвижимости в соответствии с целевым назначением. Кроме того, указывает, что использование земельного участка для добычи нефти является государственной необходимостью. Кроме того, приводит довод о том, что Управление Росреестра не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, если нарушения совершены в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
ФИО1 надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, однако в Верховный Суд Удмуртской Республики не явился, уважительных причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представил. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие ФИО1
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Проверяя законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда в полном объеме исследовал приведенные доводы в жалобе, проанализировал представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и обоснованно сделал вывод, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 8.8. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Объективная сторона выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным его использованием.
Согласно абзацу 1 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения. Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 названной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 данного Кодекса).
Материалами дела подтверждено, что в соответствии с договорами аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ часть земельного участка с кадастровым № категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования был предоставлен ООО «Прикамье» в аренду ООО «Азинское» и согласно пункту 4.4.2 договора арендатор обязан был использовать земельный участок в соответствии с их целевыми назначениями.
Из материалов дела следует, что согласно сведений государственного кадастра недвижимости земельный участок по адресу: Удмуртской Республики, Каракулинский район, с кадастровым № категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, площадью 15283 кв. м., образовался путем выделения из земельного участка с кадастровым №
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 10 августа 2017 года № в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут 12 сентября 2017 года осуществлена внеплановая документальная проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка с кадастровым № по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, арендатором которого является ООО «Азинское».
В ходе проверки выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в использовании ООО «Азинское» земельного участка с кадастровым № под устройство скважины № назначение: нефтяная, глубина 1344 м. не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Данные обстоятельства зафиксированы в Акте проверки от 12 сентября 2017 года.
По результатам проведенной проверки, 18 сентября 2017 года государственным инспектором города Сарапула, Сарапульского и Каракулинского районов по использованию и охране земель, главным специалистом-экспертом Межмуниципального отдела по Сарапульскому и Каракулинскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике ФИО3 в отношении должностного лица – директора ООО «Азинское» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
3 октября 2017 года вынесено постановление о назначении ФИО1 административного наказания, в связи с наличием события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.8 КоАП РФ, в части допущения использования земельного участка, не в соответствии с разрешенным видом использования.
Совокупность представленных в деле доказательств, подтверждает факт того, что директор ООО «Азинское» ФИО1 допустил использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением (земли сельскохозяйственного назначения) и видом разрешенного использования (для сельскохозяйственного производства), а для добычи нефти.
Указанные обстоятельства подтверждено следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 сентября 2017 года; актом проверки от 12 сентября 2017 года; предписанием от 12 сентября 2017 года об устранении выявленного нарушения земельного законодательства; свидетельством о государственной регистрации права от 7 июля 2016 года; протоколом №УВС (ПЭ) заседания комиссии по согласованию технических проектов; договором аренды №/Анк от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи земельного участка с кадастровым №, площадью 2 га, к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, между ООО «Прикамье» и ООО «Азинское»; договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ; схемой границ участка; актом о заложении поисковой скважины № Каракулинской зональной площади, проектом скважины № от ДД.ММ.ГГГГ; проектом скважины №; проектом рекультивации земельного участка с кадастровым № Юньгинского нефтяного месторождения Каракулинского района УР, с приложениями; актом обмера площади земельного участка с кадастровым № от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей земельного участка с кадастровым №; техническим паспортом скважины № на Русиновском месторождении нефти УР; схемой размещения скважины № Каракулинской площади, другими материалами дела.
При указанных обстоятельствах, судья районного суда пришел к правильному выводу о доказанности факта использования ООО «Азинское» земельного участка с кадастровым № не по целевому назначению. Правовой режим указанного земельного участка (категория земель и вид разрешенного использования) не предполагает его использование для добычи нефти.
В данном случае усматривается, что должностным лицом ООО «Азинское» не было совершено необходимых действий по устранению несоответствий между фактическим использованием земельного участка и установленным в документах разрешенным видом использования.
Таким образом, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица – директора ООО «Азинское» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы основаны на собственном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не свидетельствуют о невиновности ФИО1 в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.
Специальные нормы земельного предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению.
Довод жалобы о том, что использование земельного участка для добычи нефти является государственной необходимостью не может быть принят во внимание, поскольку такая необходимость не может обуславливать совершение ФИО1 действий, противоречащих требованиям закона. Не усматривается и признаков крайней необходимости, предусмотренных статьей 2.7 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, не может быть принят во внимание, поскольку статьей 42 ЗК РФ запрещает использование земельных участков не по целевому назначению, а в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Довод о том, что Управление Росреестра не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, если нарушения совершены в отношении земель сельскохозяйственного назначения основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 2 января 2015 года № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами. Согласно пункту 3 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
В силу пунктов 7 и 9 Приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года № 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора» должностные лица имеют право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения) настоящего Кодекса.
Таким образом, должностные лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, как органа, который осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в том числе в случае обнаружения нарушений требований законодательства в сфере использования земельных участков сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемые постановление административного органа и решение судьи районного суда являются законными и обоснованным, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ с учетом правил, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ, оно соответствует характеру совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ
решила:
решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 24 августа 2018 года и постановление Главного государственного инспектора города Сарапула, Сарапульского и Каракулинского районов по использованию и охране земель, начальника Межмуниципального отдела по Сарапульскому и Каракулинскому районам Управления Росреестра по Удмуртской Республике ФИО2 от 3 октября 2017 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова